Музей крейсер «Аврора»
Привет, друзья! Сегодня мы вновь погружаемся в морскую тематику, которая так актуальна для нашего города. На повестке дня — легендарный музей крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге, расположенный на вечной стоянке у Петроградской набережной, напротив Нахимовского военно-морского училища. Крейсер «Аврора» является одним из филиалов Центрального военно-морского музея имени Петра Великого, о котором я также упоминала в своем блоге. Я поделюсь с вами множеством интересных фактов об этом месте и, конечно, проведу экскурсию! Но, как всегда, начнем с истории…
История крейсера «Аврора»
Крейсер «Аврора» был заложен на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1896 году. Строительство корабля заняло два года. Построили его для обеспечения обороны морского флота Российской империи. Основными функциями судна были защита торгового судоходства, проведение разведывательных операций, поддержка десантных операций и осуществление контрреволюционной деятельности.
Утром 11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II, иностранных послов и военных атташе состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. 16 июля 1903 года корабль был введен в состав Балтийского флота.
Во время Первой мировой войны крейсер участвовал в различных боевых действиях, в том числе в Битве за Мтавари. Но наиболее известным моментом в истории «Авроры» стал момент ее включения в события Октябрьской революции. 25 октября 1917 года «Аврора» выпустила залпы по зданию Зимнего дворца, сигнализируя о начале вооруженного восстания большевиков против Временного правительства.
События, произошедшие после этого, привели к свержению Временного правительства и консолидации власти большевиков.
В конце 1922 года было принято решение восстановить «Аврору» — единственный корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё исходное название, в качестве учебного судна. Крейсер был отремонтирован, на нём установили десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитные установки и четыре пулемёта. 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.
Затем в течение десяти лет — с 1923 по 1933 год — крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) крейсер «Аврора» был активно задействован в обороне Ленинграда. В сентябре 1941 года он был эвакуирован из города и переведен на ремонт в город Кронштадт. В марте 1942 года крейсер вернулся в активное обслуживание и принимал участие в различных боевых операциях на Балтийском море. В последующие годы он продолжал выполнять различные задачи в рамках Великой Отечественной войны, пока в 1945 году не был передан в резерв и отстранен от боевых действий.
«Аврора» осталась на службе до 1948 года, после чего была превращена в музейный корабль и пришвартована к Петроградской набережной в Санкт-Петербурге.
В 1973 году была написана знаменитая песня «Крейсер “Аврора”». Вы точно слышали эти знаменитые строки:
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Песня эта написана на музыку В. Шаинского и слова М. Матусовского. Произведение впервые прозвучало в советском кукольном мультипликационном фильме Романа Качанова «Аврора» посвящённом истории одноимённого крейсера.
Музей крейсер «Аврора»
В 1950 году на крейсере было начато формирование корабельного музея. 5 июля 1956 года в соответствии с директивой Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» был создан филиал Центрального военно-морского музея.
В 1960 году крейсер «Аврора» был включен в список памятников, находящихся под государственной охраной. С 1984 по 1987 год он прошел капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. На борту корабля в шести залах была организована экспозиция, посвященная его революционному и боевому прошлому. Музей быстро стал одним из самых посещаемых мест как для жителей города, так и для его гостей, включая многочисленные зарубежные делегации и иностранных туристов.
На данный момент крейсер «Аврору» и музейную экспозицию посетило около тридцати миллионов человек практически изо всех уголков мира. Книга отзывов, начатая в 1924 году, включает записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, а также представителей науки, культуры и искусства.
Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.
В 2016 году «Аврора» вновь открыла свои двери после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.
Сейчас крейсер «Аврора» представляет собой плавучий корабль, на котором функционируют системы и механизмы, позволяющие ему оставаться автономным в течение 20 суток. Превратившись в музейный объект, он, так или иначе, сохраняет ряд характеристик действующего боевого судна: на борту присутствует военный экипаж под руководством командира, отвечающего за эксплуатацию крейсера и поддержание его в надлежащем техническом состоянии.
Ну что, идем на борт крейсера?
Верхняя палуба
Поднимаясь на борт, можно погулять по верхней палубе, обойти вокруг и пофотографироваться. Пока гуляете, не пропустите радиорубку. Туда можно заглянуть, а мне даже удалось сделать фото. В разработке радиорубки крейсера принимал непосредственное участие выдающийся ученый А.С. Попов.
Чтобы взглянуть на набережную с необычного ракурса, поднимитесь на полубак. Там вы увидите главный калибр «Авроры» — баковое 152-мм (6-дюймовое) орудие Канэ.
За ним находится ходовая и боевая рубки.
Управление кораблем в обычных условиях производилось из ходовой рубки, в бою – из бронированной.
Давайте спустимся на нижнюю палубу и пройдемся по залам музея.
Зал 1. История крейсер «Авроры»
В помещении, которое занимает первый зал музея, некогда размещались умывальники, гальюны, прачечная, карцер, службы боцманской команды и другие подсобные помещения. Сейчас здесь начинается основная композиция корабельного музея, развернутая в шести залах.
В первом зале особое значение имеет модель «Авроры» с демонстрацией на задней стенке видеоматериалов по устройству корабля.
А на левом и правом бортах можно рассмотреть живописные произведения, написанные художниками-маринистами Центрального военно-морского музея. Они отражают важнейшие этапы жизни и боевого пути корабля. Вот, например, картина, на которой изображен тот самый первый спуск на воду.
Еще я обратила внимание на картину «Крейсер «Аврора» в октябрьские дни в Петрограде 1917 г.» Она мне особенно понравилась.
Зал 2. Служба и быт
Экспозиция второго зала, посвященная службе и быту офицеров и моряков русского флота, представлена на батарейной палубе корабля. Крейсер «Аврора» как любой военный корабль был не только боевой машиной, но и «плавучим домом» для его экипажа, насчитывавшего 570 человек.
Днем палуба почти пустовала. В часы приёма пищи в ее помещениях с потолка опускались столы. На ночь подвешивались койки – парусные гамаки с матрасами. Матрасы набивались мелкой пробкой, поэтому они обладали плавучестью и могли служить спасательным средством.
Зал 3. «Аврора» в конце 19-20х веков
В экспозиции третьего зала представлены материалы, рассказывающие об организации морского ведомства в России во второй половине ХIХ-го столетия и начале ХХ-го.
В интерактивной зоне зала особое место занимают материалы, посвященные переходу 2-й тихоокеанской эскадры на Дальний Восток и Цусимскому сражению.
Также в этом зале можно рассмотреть модели деталей кораблей, образцы русского и японского оружия, остановиться у мультимедийных экранов и погрузиться в ход морской битвы при Цусиме. Обратите внимание на витрину, посвященную церковной службе на кораблях.
Зал 4. Первая мировая война. Октябрьская революция. Гражданская война
В этом зале представлены материалы об отечественном кораблестроении, морской науке во время Первой мировой войны, об участии крейсера в событиях этой войны на Балтике, в Февральской буржуазной и Октябрьской социалистической революциях 1917 года, о службе корабля в советское время до начала Великой Отечественной войны.
Мне здесь понравилась диорама «Штурм Зимнего дворца»
В центре зала представлена витрина с оружием и принадлежностями, которые использовались в то время.
В зале экспонируются бюсты Е.П Огнева, П.И Куркова и других авроровцев.
Зал 5. Великая Отечественная война
Экспозиция пятого зала посвящена роли крейсера в Великой Отечественной войне и защите Ленинграда, а также его восстановлению после войны и службе в составе Военно-морского флота до сегодняшнего дня.
Во время Великой Отечественной войны крейсер «Аврора», находившийся в военном порту Ораниенбаума, подвергался постоянным обстрелам и авианалетам противника, что привело к значительным повреждениям. В сентябре 1941 года его решили притопить и установить на ровном киле на дно.
В 1944 году было принято решение о восстановлении крейсера «Аврора». Судно подняли и перевезли в Ленинград, где его отремонтировали, а 17 ноября 1948 года установили на постоянное место у Петроградской набережной. На этой картине, представленной в экспозиции, изображен подъем крейсера в порту Ораниенбаума 20 июля 1944 года.
«Аврору» передали Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу. До 1956 года нахимовцы проходили практику на крейсере и даже жили в его кубриках.
Зал 6. «Аврора» корабль-музей
В шестом зале представлены многочисленные подарки крейсеру, голографические копии моделей кораблей из собрания Центрального военно-морского музея. Здесь же проводятся временные выставки и имеется уголок с сувенирами.
В зале есть мультимедийный экран с информацией о всех других аналогичных музеях. Очень интересно почитать.
Как давно я хотела попасть на этот исторический корабль! Какое счастье, что наконец-то у меня появилась такая возможность. Я ожидала, что внутри будут настоящие отсеки, все как при службе, но здесь сделали настоящее музейное пространство!
Музей «Крейсер «Аврора» является визитной карточкой Санкт-Петербурга. Это одна из главных его достопримечательностей. Поэтому обязательно включите «Аврору» в свой список посещений!
Если вам по душе музеи морской тематики, то советую вам посетить новый музей военно-морской славы в Кронштадте. Также обязательно купите билет на подводную лодку К-3 и пройдите все 9 её отсеков.
Адрес: Петроградская набережная 2-4;
Как добраться:
от метро Горьковская — пешком минут 20;
Режим работы:
с 11:00 до 18:00. Касса закрывается в 17:15;
Выходные дни: понедельник, вторник;
Цена билета: 500р
Телефон: +7 (812) 607-49-22;
Аврора на карте
Удачи!