Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге
Приветствую вас, друзья! Хочу вновь погрузиться в морскую тематику Петербурга. Как вы помните, летом я познакомила вас с новым, масштабным, потрясающим музеем в городе Кронштадт – Музей военно-морской славы. А сегодня я хочу представить вашему вниманию Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге. Музей восхитительный, один из крупнейших в мире. В экспозиции собрано практически всё: от самого начала истории военно-морского флота до современных достижений.
История Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге
История Центрального военно-морского музея начинается в далеком XVIII веке. Петр I после своих визитов в модель-камеры Голландии и Англии решил создать такое учреждение и на Родине. Модель-камера – это своеобразное конструкторское бюро. В них изготавливались чертежи и модели кораблей, тестировались и только после исследований строились большие корабли. Первое упоминание о Санкт-Петербургской Модель-камере было 24 января 1709 года. Эту дату и принято считать датой её основания.
Коллекция Модель-камеры постоянно и стремительно пополнялась, чертежи и модели то и дело перемещали из одного места в другое. В связи с этим многие из них были повреждены. Места для хранения всего накопленного катастрофически не хватало. Модель-камера начала приходить в упадок.
К концу XVIII века проектирование кораблей в виде моделей ушло далеко на второй план. Его заменили чертежи и расчеты. Теперь модели стали больше экспонатами и историческими предметами, хранящими память об истории развития кораблестроения.
Докладом Александра I в 1805 году при Адмиралтейском департаменте был создан Museum. Было решено, что в «Морском музеуме» будут коллекционироваться редкости, машины, модели и сочинения. Доступ был для всех желающих.
В 1827 году «Музеум» по распоряжению императора Николая I был расформирован. Экспонаты были переданы в разные учреждения и накопленная в течение века коллекция стала снова Модель-камерой, как и сто лет назад. Это был огромный урон.
Восточная война в середине XIX века вернула интерес к военному флоту. Тогда начался переход от деревянного кораблестроения к броненосному. Здесь-то и пригодился опыт и наработки прошлого столетия, которые хранились в Модель-камере. Возникла необходимость воссоздания Морского музея.
В западном крыле Главного Адмиралтейства выделили помещения для музея и он начал стремительно расти и развиваться. Пришлось расшириться и занять еще несколько помещений этажом выше. В экспозиции были не только собранные утраченные ранее экспонаты, но и новые проектные модели, чертежи, которые еще планировалось воплотить в жизнь.
В 1917 году музей был закрыт, но экспозиция не была вывезена, поэтому ничего не потерялось. Через несколько месяцев музей открыли, но посещение было ограничено: увидеть экспозицию могли только определенные организованные группы. Одиночное посещение стало возможным только спустя два года.
В 1924 году музей стал называться Центральным военно-морским музеем, а в 1939 у него появился свой «дом» — экспозиция переехала в здание бывшей Биржи. В торжественной обстановке музей был открыт в новом здании в феврале 1941 года.
Началась Великая Отечественная война. Чтобы сохранить коллекцию музея, экспонаты, которые можно было транспортировать, были вывезены в Ульяновск. То, что осталось, сохранили сотрудники музея. Открыть двери для посетителей музей смог только спустя 5 лет, в 1946 году.
С середины XX века начали открываться филиалы Центрального военно-морского музея: филиал Музея на крейсере «Аврора», Кронштадтская крепость, Подводная лодка Д-2 «Народоволец», Музей «Дорога жизни», Музей Балтийского флота, Крейсер «Михаил Кутузов», Музей Черноморского флота.
Центральный военно-морской музей сегодня
Центральный военно-морской музей имени Петра Великого сегодня восхищает своими размерами! Всего в музее 19 залов. Покажу вам самые интересные, на мой взгляд. Вообще, было сложно выбрать, что именно показать, а что оставить за кадром. Надеюсь, что вас заинтересует экспозиция и вы сами посетите музей.
Самые интересные экспозиции центрального военно-морского музея
На входе я увидела знакомое мне судно – это потаенное судно Никонова – первый в мире прототип подводной лодки военного назначения. Говорю знакомое, потому что я уже встречала его на прогулке в городе Сестрорецке.
Ефим Прокопьевич Никонов был крестьянином, который создал сначала модель, а потом и само потаенное судно. Назначение его было военное: по задумке экипаж, передвигаясь на судне под водой и всплывая на поверхность, должен был поджигать корабли или делать в них пробоины, чтобы организовать течь. Первое испытание было провалено, второе тоже. Но после ремонта Никонову все же удалось совершить два погружения и всплытия.
Дальше вас ждет целый коридор разных пушек и снарядов. Все внимательно смотрят, трогают и изучают.
На картинах, которые висят на стенах, показано, как и где использовались пушки и мины. Вот, например, модель гладкоствольного крепостного орудия пятипудового (330-мм) калибра.
Такие орудия планировали использовать на укреплениях Севастополя и Кронштадта, но после Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. начался переход к нарезному оружию.
Естественно, что перед основными экспозициями в самом начале музея мы встретим фигуру Петра I, с которого и началась история флота российского. Как всегда, статный и с далеко глядящим взором!
За спиной Петра Великого и начинается самое интересное.
Зал славы русского флота (нижний уровень)
В этом просторном зале представлены экспонаты, рассказывающие об истории мореходства с древнейших времен до середины XIX века. Значительная часть экспозиции посвящена эпохе Петра I, открывшего «Окно в Европу» через Неву и Финский залив, где и возник блистательный Санкт-Петербург.
Обязательно посмотрите на экспонат – Ботик Петра I и прочтите его историю.
Ботик – небольшое парусное судно. Он был обнаружен 16-летним Петром в 1688 году в царском селе Измайловском под Москвой. На нем император учился ходить под парусами. С историей ботика Петра I вы можете подробно ознакомиться в Центральном военно-морском музее Петра Великого и в мельчайших деталях рассмотреть это удивительное судно.
В центре зала много красивейших моделей разных кораблей. Они просто потрясающие.
Вот, например, модель английского 120-пушечного корабля. Она принадлежала Петру I и была найдена в Камерцалмейстерской кладовой Большого дворца в Петергофе в 1841г.
Или, например, модели шведского 64-пушечного корабля и 46-пушечного парусно-винтового фрегата «Аскольд», который, кстати, сначала носил название «Мария». В реальности был внушительных размеров: длина по ватерлинии составляла 61,6 метра, водоизмещение 2834 тонны. Какие красавцы! Обратите внимание на размеры моделей – здесь не нужно рассматривать что-либо с помощью увеличительного стекла, все детали отчетливо видно.
А мне приглянулся 111-пушечный винтовой линейный корабль «Имени императора Николая I». Он просто прекрасен.
Поднявшись на второй этаж, вы сможете увидеть все эти корабли сверху и сравнить их размеры. Посмотрите, насколько они восхитительны и величественны даже в виде моделей. Несомненно, в реальности от их вида захватывало дух!
У каждого корабля на носовой части было своё «украшение». Их можно посмотреть, подняв взгляд наверх. Часто они символизировали название или миссию корабля.
Зал славы русского флота (верхний уровень)
Экспозиция этого зала посвящена событиям от начала мореплавания до второй половины XIX века. Здесь можно посмотреть на корабли русской экспедиции, преодолевшей расстояние до берегов Северной Америки, заграничные визиты русских эскадр, модели построенных в годы Восточной (Крымской) войны кораблей и других судов и многое другое.
В этом зале Центрального военно-морского музея много интересных и даже необычных экспонатов. Вот, например, подводная лодка конструкции С.К. Джевецкого.
Степан Карлович Джевецкий – русский ученый, инженер, конструктор и изобретатель внес большой вклад в морское дело, изобретя ряд подводных боевых аппаратов в разное время. На фото один из них. Конкретно этот аппарат мог находиться под водой в течение 50 часов на глубине до 12,5 метров. Экипаж этого судна – 3 человека. Аппарат мог перемещать две всплывающие мины и таким образом незаметно подходить к вражеским кораблям и взрывать их снизу.
А еще мое внимание привлекла модель императорской яхты «Ливадия». Судьба у нее грустная, потому что при первом своем походе из Батума в Севастополь в 1880 году она попала в шторм и была повреждена. В срочном порядке курс был изменен на испанский порт Ферроль, где яхту осмотрели специалисты и пришли к выводу о невозможности эксплуатации. Ремонт длился почти 8 месяцев, и только после этого яхта снова направилась в Севастополь. Яхту переклассифицировали в пароход, через некоторое время сняли паровые машины, переставив их на крейсеры. Все, что осталось, стали использовать как казарму и склад.
Посмотрите еще на одного красавца – броненосный крейсер 1 ранга «Рюрик». Был построен на Балтийском судостроительном заводе Санкт-Петербурга. Сразу после постройки был направлен во Владивосток, где был немного модернизирован. После нескольких успешных походов погиб в бою с японскими кораблями во время Русско-японской войны.
В этом зале еще много интересного, а мы пойдем дальше, ведь здесь у нас остальные 17 залов. Они значительно меньше, но хранят множество важной информации о развитии военно-морского флота в России. С развитием флота корабли менялись, и вы увидите удивительные модели. Пока некоторые из них.
Русско-японская война 1904-1905 гг. Бой крейсера «Варяг»
Я решила остановиться на нем, потому что на слуху у меня сразу возникают знакомые слова из песни. Но обо всем подробнее. Итак, вот он красавец «Варяг». Крейсер американского происхождения пополнил ряды Военно-Морского Флота Российской Империи в 1900 году. Базировался в Порт-Артуре. В паре с канонерской лодкой «Кореец» «Варяг» вступил в неравный бой с японской эскадрой. Бой был проигран, а корабль по решению руководства затоплен.
Моряков «Варяга» и «Корейца» чествовал император Николай II в Зимнем дворце. Тогда впервые прозвучала известная песня написанная Рудольфом Грейнцем, для которой музыкант 12-го полка А.С. Tурищев написал музыку:
Наверх, о товарищи, все по местам
Последний парад наступает
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая.
Готовятся к бою орудия в ряд
На солнце зловеще сверкая!
«Что тебе снится, крейсер «Аврора»?» Такие строчки тоже известны, наверное, каждому. Крейсер 1 ранга «Аврора» также участвовал в Русско-японской войне. Модель этого крейсера, конечно, вы тоже сможете рассмотреть в Центральном военно-морском музее имени Петра Великого.
Крейсер «Аврора» принимал участие в Первой мировой войне, Крымской войне, Русско-японской войне, Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и так далее. История крейсера просто полна событиями, начиная с первого дня существования и заканчивая современностью.
Сейчас Крейсер «Аврора» – это корабль-музей в Санкт-Петербурге, советую вам тоже его посетить.
Обязательно пройдите все залы по порядку. Я остановлюсь еще в 16 зале, который посвящен Военно-Морскому Флоту СССР в 1955-1965 годы. В то время началась эра атомного и ракетного подводного флота. И главным экспонатом зала является крылатая противокорабельная ракета П-15.
Ракета П-15 создавалась в 1955-1960 годах конструкторским бюро «Радуга» под руководством А.Я.Березняка. Первое ее испытание осуществлено в 1957 году на Черном море. Устанавливалась на модернизированный торпедный катер. Производилась в СССР, а затем и в Китае по лицензии. Предназначалась для поражения военных целей на воде и суше. Первое боевое применение – выпущенная с египетских военных катеров ракета по израильскому эсминцу «Эйлат» в 1967 году.
А это тяжелый авианесущий крейсер «Киев». Постаралась сфотографировать ближе, чтобы показать вам детали. Мне он очень понравился.
Полное название Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер «Киев». Построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве за 5,5 лет. Служил в составе Военно-морского флота СССР. Впервые спустился на воду в декабре 1972 года, проходил испытания до 1975 года, а затем убыл в Севастополь. Местом его постоянного базирования был Североморск. На счету «Киева» 10 боевых служб и 8 учений.
Экспозиция интересная и захватывающая, но мы будем выходить и спускаться вниз. Здесь можно познакомиться с великолепным истребителем И-16 конструкции Н.Н. Поликарпова.
Первый полет истребителя И-16 состоялся в 1933 году. Хорошо проявил себя во время Гражданской Войны в Испании, к началу Великой Отечественной войны устарел. Был очень маневренным и шустрым, скорость была высокой и этот истребитель был первым, у которого убиралось шасси. Истребитель пустили в серийное производство, но управлять им максимально эффективно могли только опытные летчики. Несмотря на то, что И-16 уже был староват и тяжел в управлении, на вооружении он стоял еще практически до конца Великой Отечественной войны.
В конце зала проходят временные выставки, рекомендую туда тоже заглянуть.
Еще хочу отметить, что для маленьких гостей, на втором этаже есть небольшой игровой зал для игр и отдыха. Здесь маленькие гости могут почувствовать себя капитанами и постоять за штурвалом.
Немного приоткрыла для вас двери Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге и надеюсь, что вы тоже его посетите. Обзор получился объемным, несмотря на то, что я показала, наверное, только десятую часть всего, что можно посмотреть. Для посещения рекомендую запланировать побольше времени, чтобы можно было ознакомиться со всей экспозицией не спеша. В музее есть аудиогид, с которым ваш визит будет более интересным и информативным. В музее можно делать фото и сувенирный магазин тоже имеется, так что мини-модель или другой сувенир на память о посещении тоже можно будет приобрести. Желаю вам приятного посещения и ярких впечатлений! Искренне считаю, что такое место не оставит вас равнодушными и подарит положительные эмоции.
Наши встречи с вами не заканчиваются, потому что Петербург славится огромным количеством интересных музеев, о некоторых из которых я уже писала, и многие еще планирую посетить. Желаю вам удачи!
Как добраться до музея
Адрес:
ст. метро Адмиралтейская, ул. Большая Морская, д. 69A / пл. Труда, д. 5;
Режим работы:
с 10:00 до 18:00 кроме вторника
Касса работает до 17:15
Вход: со стороны Новой голландии;
Кафе: на 2м этаже;
Аудио гид: есть;
Экскурсии: есть;
Запись по телефону: (812) 303-85-13;
Телефон музея: (812) 303-85-11;
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого на карте Петербурга
Удачи!
Другие записи блога:
Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге
Мой любимый музей лет с6 ходил туда с отцом когда он был в здании биржи. В буфете были жареные и маринованные миноги ВКУСНЯТИНА. Потом довелось в нём работать реставратором моделей кораблей. Так что с этим музеем много ВОСПОМИНАНИЙ . Жаль что сейчас живу не в в родном Питере и не могу его поситить. Вам спасибо за такую экскурсию!!!
Андрей, спасибо за отзыв.