Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге
Приветствую вас в своем уютном блоге, друзья! Сегодня на повестке дня у нас крутейший и огромный по своим масштабам музей – Музей железных дорог России. Открылся он 30 октября 2017 года, в юбилейную 180-ю дату в истории российских железных дорог, как и полагается, в торжественной обстановке. Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге не просто главный железнодорожный музей в нашей стране, но и один из крупнейших подобных музеев в мире.
История музея развития железной дороги начинается с 1974 года и практически до наших дней в нем что-то совершенствуется и дополняется. Писать о разных этапах в развитии не буду, вы сможете самостоятельно узнать подробности на специальной экскурсии. Расположен музей РЖД в центре СПб, что позволяет большему количеству желающих посетить его абсолютно беспрепятственно: рядом метро и множество другого общественного транспорта, добраться можно напрямую практически из любой точки города.
Музейный комплекс очень впечатляющего размера, поэтому рекомендую для его посещения выделять минимум полдня, и обязательно наденьте удобную обувь – ходить придется много. При этом путешествие получается увлекательным: возле каждого экспоната есть музейные этикетки, которые расскажут об объекте, его серийном номере и дате выпуска, а также интерактивный экран, который работает на русском и английском языках и содержит всю известную информацию.
Самые интересные экспонаты музея железной дороги в Петербурге
Экспонатов много, поэтому для статьи я выделю условно 4 блока, о которых хотелось бы рассказать больше всего.
Фото «номер раз» или первый зал, в котором расположен интерактивный комплекс «Стрелки времени». Здесь можно на панорамных экранах увидеть схемы железных дорог, а на круглом интерактивном столе узнать их историю и заглянуть в будущее – посмотреть проекты, которые разрабатываются уже сейчас, увидеть, какими будут железные дороги через некоторое время.
Идем дальше. Очаровал своей атмосферой экспонат Почтовый вагон №558 Самаро-Златоустовской железной дороги конца XIX века. В некоторые вагоны можно заходить и рассматривать все, что в них находится. Почтовый вагон выглядит аккуратно, вся корреспонденция на своих местах, письма сложены ровными стопочками, оттиски для сургучных печатей, старые газеты… Сейчас это лишь муляжи прошлой жизни на бумаге, а тогда – важные события в газетах, чьи-то чувства и переживания в письмах, любовь, плохие и хорошие известия, конверты, которых кто-то ждал с нетерпением и радовался при получении.
Этот вагон длительное время использовался для хранения белья на пункте технического осмотра пассажирских вагонов дальнего следования на станции Ленинград-Пассажирский-Финляндский. В музей железных дорог России он был передан в 1990 году, а восстановление началось только в 2013-2014 и 2017 годах.
Рядом с почтовым вагоном можно посетить пассажирский вагон 3 класса. Он колесил по полотну Риго-Орловской железной дороги в Российской Империи, которая работала в 1894—1918 гг. Это было пригородное сообщение, поэтому только места для сидения.
В следующем зале музея РЖД в СПб посетителям представлен паровоз в разрезе. Здесь можно заглянуть в его «внутренний мир», так сказать. Когда я видела такие паровозы в фильмах, не могла и представить, что там внутри и как это работает. Думаю, мужчинам и мальчикам будет интересно. Можно также посмотреть на паровоз снизу.
В музейном комплексе очень хорошо продумано решение «оживления» экспозиции с помощью гипсовых персонажей. Каждый из них играет здесь свою роль: одни изображают пассажиров, другие помогают узнать о профессиях, связанных с железной дорогой.
Для полноты картины рядом с белыми фигурами установлены большие экраны. На них можно увидеть превращение неподвижной белой фигуры в живого человека и послушать его историю, связанную с железной дорогой. Это очень интересно.
Вот, например, на этом фото переселенцы, стоящие у пассажирского вагона 4го класса. Он предназначался для перевозки переселенцев и военнослужащих.
А здесь паровозная бригада из трёх человек: машиниста, помощника машиниста и кочегара. Значит, этот паровоз работает на дровах. В дореволюционное время в паровозных бригадах было 2 или 3 человека, в зависимости от вида топлива.
Для остановки поезда в те времена были специальные люди. Профессия называлась тормозильщик. Со временем и техническим прогрессом она, конечно, ушла в историю.
Помните «Кондуктор, нажми на тормоза!»? Это сейчас при слове «кондуктор» в голове возникает женщина в жилете и с сумкой через плечо, на которой закреплен свёрток билетиков. А тогда, во времена паровозов, кондуктор или тормозильщик – это очень тяжелая работа практически в адских условиях. Рабочее место тормозильщика – открытая площадка с торца вагона, где он и обязан был находиться на протяжении всего пути следования поезда в любую погоду. Работа заключалась в том, что по сигналу с паровоза тормозильщик вручную при помощи тормозного рычага (позднее это был винт) приводил в действие тормозные колодки, которые прижимались к колесам. Так поезд замедлялся и останавливался. Конечно, это был не один человек, и число тормозильщиков рассчитывалось по количеству вагонов в составе, но это не делало работу легче – физическая сила прикладывалась огромная.
В музее развития железной дороги много интересной и разнообразной техники и выглядит это богатство просто потрясающе. Здесь представлены тепловозы, электровозы, а также грузовые паровозы.
Интересный, на мой взгляд, экспонат музея истории железной дороги – военно-санитарные вагоны. Здесь представлен такой вагон пригородного сообщения №3906. Их особенность в том, что в мирное время это обычные пригородные вагоны с местами для сидения, а если вдруг начались боевые действия, их переоборудовали в вагон для перевозки тяжелораненых и формировали военно-санитарные поезда. Для примера возле такого вагона создана инсталляция погрузки в вагон раненого на носилках: здесь медсестра и два бойца-санитара.
В составе военно-санитарного поезда обязательно был вагон-аптека, перевязочная. В годы Великой отечественной войны именно благодаря таким поездам выжили многие бойцы. Здесь им оказывали первую медицинскую помощь по пути в госпитали, находившиеся в тылу. В этот вагон также можно зайти и посмотреть, как он выглядел и что в нем было.
В этой части музея железных дорог в Санкт-Петербурге еще много интересного, но предлагаю вам перейти к уличной экспозиции. Здесь тоже есть экспонаты, о которых интересно узнать.
В этой части комплекса можно увидеть уже знакомые нам пассажирские вагоны XIX-XX веков выпуска.
Интересно было увидеть боевой железнодорожный ракетный комплекс – тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. С виду ничем не примечательный вагон-рефрижератор скрывает в себе стратегическую ракету. С названиями, как обычно, все вежливо и ласково, например, «Молодец» или «Баргузин» (ветер, в средней части Байкала).
Не обошелся музей железных дорог России и без вагона-ресторана. Атмосфера настоящего путешествия создается звуком стучащих колес. Как и в вагоне-ресторане в этом кафе уютно и комфортно. Замечу, что вкусно, но дороговато, как в настоящем =)
Друзья, это была увлекательная прогулка по музею железных дорог в Санкт-Петербурге. Здесь полностью осознаешь всю мощь и силу железных дорог, понимаешь, сколько научных разработок и тяжелого труда вложено в их развитие, насколько важно их существование в стране и какое огромное количество людей разных профессий работает там одновременно. Считаю, что таких музеев должно быть много и по разным направлениям, чтобы можно было привести детей и самим посмотреть на то, что кажется нам обычным.
Музей развития железной дороги, который берет свое начало с 1974 года, – один из очень познавательных музеев Санкт-Петербурга. Сегодня – это современный музей, в котором представлены уникальные экспонаты. У посетителей музея железных дорог России появляется возможность побывать внутри настоящих вагонов из прошлого, понять, как все было устроено и как работало. Вниманию всех желающих открываются настоящий паровоз в разрезе, военно-санитарные вагоны и самый настоящий ракетный комплекс на базе поезда. Здесь будет интересно и взрослым, и детям.
Экскурсии музея железных дорог в Санкт-Петербурге
Экскурсии в музее железной дороги в Петербурге проходят каждый час с 11:00 в составе группы до 20 человек или организованными группами по предварительной заявке.
В экскурсию входит рассказ об истории развития железных дорог. Она проходит в дополнительных в залах 5 и 6. Поэтому, если интересно начать изучение железных дорог с самого начала, берите экскурсию – так будет интереснее. Или доплатить просто за посещение 5 и 6 залов и изучать все самостоятельно.
Кабина машиниста тепловоза – тренажер для тех, кто хочет почувствовать себя машинистом тепловоза (5 минут 300 рублей).
Есть детский центр с разными программами для детей: интерактивные, игровые и другие.
Как добраться до музея РЖД:
300 метров от м. «Балтийская».
Автобусы: 10,67Б, 65, 43, 1МБ, 1М, 67, 71, 833А, 833, 844Т, 888.
Троллейбусы 3 и 8.
Для автомобилистов доступна парковка в Гатчинском дворе.
Адрес:
Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корпус 2
Рядом с Балтийским вокзалом
Режим работы:
Чт — Пн: с 10:00 до 18:00
Среда: с 12:30 до 20:30
Цена билета:
300 рублей
Полный билет в будний день
Совершеннолетние и иностранные граждане.
100 рублей
Льготный билет в будний день
Школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры.
400 рублей
Полный билет в выходной и праздничный день
Совершеннолетние и иностранные граждане.
200 рублей
Льготный билет в выходной и праздничный день
Школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры.
Экскурсии (не более 20 чел) — 200 рублей
Посещение залов №5, 6 — 50 рублей
Музей на карте
Удачи!
Другие записи блога:
Дудергоф: экотропа Дудергофские высоты
Санкт-Петербургский Планетарий на Горьковской
Криптозоологический музей «Бестиарий»
Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву