Музей городского электрического транспорта
Друзья, всем привет! На улице ноябрь, и погода, увы, не располагает к прогулкам. Поэтому мы с вами продолжим изучать музеи Санкт-Петербурга. Сегодня на повестке дня будет много исторических экспонатов, которые просто невозможно оставить без внимания.
Музей городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге сохранил для нас уникальные старинные экспонаты, чтобы история оставалась с нами по сей день, и мы могли вернуться в те времена хоть на часок. Полное название музея — Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта. Начнем, конечно же, с его истории.
История музея городского электрического транспорта
Первый музей в трамвайном парке им. Леонова открылся 29 сентября 1967 года к 60-летию петербургского трамвая и включал разделы о его предыстории, строительстве и деятельности в разные исторические периоды. Идея сохранить трамвайную технику возникла 18 марта 1979 года, когда последний вагон «Американка» завершил рейс. В 1982 году появился репликар вагона Brush, который использовался и в кино. Так, его можно увидеть в фильмах «Как стать звездой» (1986 г.), «Собачье сердце» (1988 г.) и других картинах.
С конца 1980-х годов, под руководством Андрея Ананьева, началось комплектование коллекции трамваев. В 1997 году, к 90-летию петербургского трамвая, состоялся парад музейных вагонов. В 1999 году началось восстановление троллейбусов, среди которых ЯТБ-1 1936 года, найденный на даче, был обновлён и вернулся на улицы в 2004 году.
С 2004 по 2006 годы восстановлены трамваи и троллейбусы, завершены работы над другими моделями, такими как МТБ-82Д и ЗиУ-682Б. В настоящее время продолжается работа по пополнению коллекции и реставрации техники. Музей открыл свои двери для широкой публики с 15 апреля 2006 года, получив статус подразделения СПб ГУП «Горэлектротранс» в 2008 году, и с 2010 года проводит регулярные экскурсии.
Музей городского электрического транспорта сегодня
Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта — это не только экспонаты и экспозиция. Это еще и обширные запасники, где хранятся вагоны, троллейбусы, автобусы, ожидающие своего чудесного превращения: из пустого каркаса в способную самостоятельно передвигаться и радовать посетителей технику.
Сегодня Комплекс предлагает возможность ознакомиться с историей петербургского общественного транспорта с начала XX века. Одним из главных достоинств выставки является ее полная интерактивность: почти все экспонаты — это оригинальные образцы техники различных эпох. Посетители могут не только осматривать экспонаты, но и заходить внутрь, а также покататься на трамваях и троллейбусах, которые использовались в прошлом. Основная задача сотрудников заключается в сохранении и актуализации исторических памятников наземного общественного транспорта.
В последние годы Комплекс набирает популярность, привлекая все больше посетителей, среди которых не только жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и гости из других регионов и зарубежья. Комплекс также становится заметной частью культурной жизни города: начиная с 2011 года, он участвует в международной акции «Ночь музеев» и фестивале музейных программ «Детские дни в Петербурге».
Волонтеры активно участвуют в деятельности Комплекса. Благодаря помощи и поддержке транспортных энтузиастов ведутся работы по поиску и транспортировке исторической техники на Васильевский остров.
Экспонаты музея городского электрического транспорта
Друзья, а теперь самое интересное! Давайте рассмотрим некоторые экспонаты музея электротранспорта в Санкт-Петербурге. Все экспонаты можно трогать, в некоторые даже можно зайти и посидеть, а еще можно пробить билетик, но это все во время экскурсии.
МС-1
Начнем осмотр с этих красавцев. Вагоны серии МС (моторные стальные) эксплуатировались в Ленинграде с 1927 по 1968 годы и были произведены на заводе «Красный путиловец», ныне известном как Кировский завод.
Они стали первыми вагонами с стальным каркасом в Ленинграде, что сделало их поистине долговечными. В нашем городе они работали до 1968 года. После завершения эксплуатации в Ленинграде вагоны были отремонтированы и отправлены в Минск и другие города, где продолжили свою службу. Некоторое количество трамваев осталось в Ленинграде, и в нескольких парках они до сих пор используются в роли тягачей. Всего в мире сохранилось 27 таких трамваев, из которых 10 находятся в рабочем состоянии.
MC-2
Эти уникальные вагоны класса МС-2 — настоящие трудяги. Их прочная конструкция позволила не только перевозить пассажиров на протяжении более 40 лет, но и продолжать службу в качестве служебных транспортных средств. Из них создавали передвижные мастерские, вышки для контактной связи и дизель-электрические «автономки».
В Ленинграде на каждый трамвайный парк приходилось по три буксира МС, которые перемещали по территории неисправные линейные вагоны и иногда выезжали за их пределы. Сотрудники трампарков ласково называли буксиры «Хозяин».
Нашего героя можно назвать не просто «Хозяином», а «Главным хозяином». Дело в том, что вагон № 2162 работал не в парке, а на вагоноремонтном заводе с конца 1950-х годов.
С развитием интернета вагон стал известен среди транспортных энтузиастов, и именно благодаря этому его удалось спасти после закрытия завода в 2013 году. 7 февраля 2015 года «Хозяин», будто капитан корабля, последним покинул закрывшийся завод, а уже летом того же года его снова привели в действие. В 2016 году «Хозяина» отправили на реставрацию. Учитывая, что в коллекции музея хорошо представлены вагоны семейства МС, было предложено оригинальное решение — сделать его служебным и окрасить в цвет морской волны. Восстановление вагона осуществляли волонтеры на протяжении более пяти лет. Несмотря на длительную службу на заводе, состояние вагона остается отличным, и в случае необходимости он сможет отбуксировать любой современный вагон.
ЛМ-49 + ЛП-49
Четырёхосные трамвайные вагоны, известные как ЛМ-49 (Ленинградский Моторный образца 1949 года) и ЛП-49 (Ленинградский Прицепной образца 1949 года), с успехом и в значительном объёме выпускались Ленинградским вагоноремонтным заводом, известным как ВАРЗ-1, начиная с далекого 1949 года. Производство моторных вагонов этой модели завершилось в 1960-м году, в то время как прицепные вагоны продолжали выпускаться и использоваться на протяжении длительного времени, вплоть до 1968 года.
За свои округлые формы и верхнюю часть кузова, окрашенную в светлый, элегантный цвет слоновой кости, эти вагоны получили среди людей вполне заслуженное прозвище «слоны». Это прозвище подчеркивало не только их внешний вид, но и размеры, которые легко могли запомниться пассажирам.
В Ленинграде, где вагоны ЛМ-49 и ЛП-49 работали практически на всех маршрутах, они сохраняли свою активность вплоть до 1983 года. Прицепные вагоны ЛП-49 продолжали свою службу в период с 1979 по 1985 годы в составе трамвайных поездов вместе с моторными вагонами более поздних моделей, такими как ЛМ-68 и ЛМ-68М — такие сцепки в народе получили своеобразное и запоминающееся прозвище «динозавры», которое стало популярным среди местных жителей.
Вагоны ЛМ-49 и ЛП-49 работали не только в Ленинграде, но и в таких городах, как Горький, Минск, Магнитогорск и Новокузнецк. Они использовались как одиночные вагоны, так и в составе поездов из моторного и прицепного вагонов, продолжая свою активную работу вплоть до 1987 года.
Посмотрим, что внутри?
Обратите внимание, каким было место для кондуктора. Добавлю, что по ограждению, за которым находится кондуктор, измеряли рост ребенка. Если ребенок выше, то нужно покупать ему билет, если ниже, то ребенок едет бесплатно.
ЗИУ-9Б
Троллейбус ЗиУ-9(ЗиУ-682Б) заменил устаревший ЗиУ-5 к середине 60-х годов XX века, основываясь на легком цельносварном кузове. Для ускорения посадки и высадки добавили еще одну дверь в середину и увеличили заднюю площадку для пассажиров с багажом. Первый прототип появился в 1966 году, а окончательное производство длилось до 1972 года, уделяя внимание прогрессивным решениям. Важной новинкой стала пневматическая подвеска, обеспечивавшая плавность хода и снижая нагрузку на кузов.
В 90-е годы в России и СНГ возникло множество заводов, производивших модификации ЗиУ-9, что изменяло их внешний вид. Всего было выпущено около 42 тысяч троллейбусов и более 20 модификаций, что является рекордом. ЗиУ-9 работал не только в СССР, но и экспортировался в ряд стран, включая Венгрию, Болгарию и Грецию, и продолжает эксплуатироваться в некоторых городах.
МТБ-82Д
«Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный»… Благодаря поэзии Булата Окуджавы, модель МТБ-82 получила своё известное название, а «Синий троллейбус» стал символом целой эпохи.
Их производили на Тушинском авиационном заводе № 82 с 1946 по 1951 год. Кстати, именно на этом историческом заводе позже был собран космический корабль «Буран». МТБ-82 считается первой послевоенной моделью советских троллейбусов, которая выпускалась в массовых масштабах. Важно отметить, что кузов этой модели впервые изготавливали полностью из металла, в отличие от деревянных конструкций у довоенных машин.
Дизайн МТБ-82 был заимствован у американских автобусов компании «General Motors» 1940-х годов. По правилам в «Синем троллейбусе» одновременно могли находиться не более 65 человек: количество пассажиров было строго нормировано. Предполагалось, что за выполнением этого правила следит кондуктор, который даже зажигал специальную лампочку у задней двери, сигнализирующей о нехватке мест. Однако ожидать следующего троллейбуса долго не приходилось: интервал движения в те годы составлял всего 3-4 минуты, и пустых троллейбусов практически не встречалось.
Троллейбус МТБ-82, который сегодня представлен в экспозиции, работал на городских маршрутах до 1967 года. Позже он был списан и несколько лет использовался как дачный сарай в поселке Удальцово рядом с Ладожским озером. В 2004 году его обнаружили энтузиасты, и редкая находка получила вторую жизнь.
ЗиУ-5
Троллейбусы ЗиУ-5, которые начали производиться на заводе имени Урицкого с 1959 года, стали первой моделью данного производителя в сфере троллейбусного транспорта. В течение всего срока выпуска на конвейере постепенно появлялось несколько модификаций этих машин.
Их отличительной чертой стал более упрощённый дизайн салона: задняя площадка лишилась привычного дивана, что позволило освободить пространство для большего количества пассажиров и их багажа. Кроме того, троллейбусы из Энгельса стали значительно более вместительными, чем их предшественники: в зависимости от модификации, они могли перевозить от 96 до 120 человек одновременно. В то время ЗиУ-5 имел такую динамику разгона, что мог составить конкуренцию легковым автомобилям.
В общей сложности было произведено около 16 000 этих троллейбусов. Они эксплуатировались в Ленинграде с 1959 по 1989 годы.
ЯТБ-1
Троллейбусы модели ЯТБ-1 были одними из первых, кто открыл троллейбусное движение в Ленинграде 21 октября 1936 года. Интересно, что сразу после появления в городе они приобрели статус транспорта с повышенным комфортом.
Системы отопления, мягкие сиденья и уютные шторы на окнах стали знаковыми чертами этого нового вида общественного транспорта того времени. Кроме того, в троллейбусах предусмотрели ограниченную пассажировместимость — не более 50 человек. С 24 апреля 1937 года в Ленинграде было введено ночное движение троллейбусов, которые работали до 3 часов 30 минут, а интервалы не превышали 10 минут. До начала 1990-х годов считалось, что все ЯТБ-1 безвозвратно утрачены. Однако в 1996 году на дачном участке под Зеленогорском реставраторы Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта обнаружили сарай, построенный из деревянного кузова этого уникального троллейбуса. После долгих лет кропотливой реставрации ЯТБ-1 получил вторую жизнь и теперь является частью экспозиции. Сегодня это единственный сохранившийся экземпляр этой модели в мире.
ЛМ-68
В 1968 году в городе появились вагоны с панорамными окнами, известные под названием ЛМ-68. Благодаря своим необычным прозрачным скосам крыши, они заслужили прозвище «Аквариумы». На моделях ЛМ-68 впервые была реализована косвенная система управления, что позволило каждому вагону в составе поезда быть моторным.
Чаще всего такие трамваи курсировали в составе двух или даже трех вагонов, что оценили жители новых жилых массивов Ленинграда, где проблема общественного транспорта была особенно заметной. Эти вагоны стали первыми в СССР, способными функционировать по схеме многих единиц. Интересно, что длина трехвагонного поезда составляла 45 метров и он мог вмещать свыше 600 пассажиров.
ЛМ-68 выглядели эффектно на городских улицах, однако имели один серьёзный недостаток: в дождливую погоду стеклянная крыша склонна к протечкам, и это полностью оправдывало их прозвище. По воспоминаниям очевидцев, иногда в таких трамваях приходилось ехать с зонтом. Именно поэтому с 1973 года начала выпускаться новая модификация трамвая — ЛМ-68М, которая получила ласковое имя «Машка» благодаря букве «М» в названии. У «Машек» были исправлены конструктивные недостатки их предшественников «Аквариумов».
Кстати, в числе экспонатов музея городского электрического транспорта можно найти разнообразные артефакты: фотографии, плакаты, билеты различных эпох, кондукторские сумки, служебные удостоверения, а также кассовые аппараты и компостеры. В Комплексном фонде хранятся брошюры, документы, фотографии и чертежи трамвайных вагонов, схемы маршрутов троллейбусного и трамвайного движения, альбомы с изображениями сотрудников предприятия, книги отзывов и почёта, а также множество других материалов. Все эти ресурсы активно используются для подготовки тематических выставок, создания печатных изданий и составления справок о событиях, связанных с транспортной историей.
На этом мы завершаем наше путешествие в удивительный мир транспорта прошлых лет. Я хочу отметить, что музей городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге просто обязателен к посещению для всех любителей истории и технического прогресса. Особенно это касается людей нашего времени, ведь это так интересно — сравнивать различные модели транспортных средств прошлых и нынешних лет. Обратите внимание, что посещение этого необычного музея возможно только в рамках экскурсии.
Вам расскажут массу интересного и необычного о городском транспорте, его истории и эволюции. Друзья, если вам понравился данный музей, то я вам рекомендую также посетить популярный музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, от которого вы будете просто в восторге – его масштабы завораживают!
Адрес:
Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д.77;
Запись на экскурсию по телефону:
+7(981)980-01-93;
+7(812)321-54-05;
Туалет — есть!
Музей городского электрического транспорта на карте
Удачи!
Другие записи блога:
Уникальный музей Арктики и Антарктики
Парк «Остров Фортов» в Кронштадте
Интерактивный музей «Арт и факты»
Иммерсивная инсталляция «Пропавшие в кинохронике»
легендарный музей крейсер «Аврора»
Уютный сад усадьбы Г. Р. Державина