Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»
Друзья, добро пожаловать в мой блог. Сегодня мы вернемся к морскому флоту России. Вас ждет захватывающее знакомство с атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол» в Кронштадте. АПЛ К-3 установлена в Музее Военно-морской славы, о котором я писала летом. Музей был открыт в июле 2023 года – это один из важнейших объектов кронштадтского туристско-рекреационного кластера «Остров фортов».
История подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол»
Создание советской атомной подводной лодки было одной из первоочередных задач в послевоенное время. Постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1952 года «О проектировании и строительстве объекта 627» было положено начало этому грандиозному проекту. Главным конструктором назначили Владимира Николаевича Перегудова.
Проектирование заняло один год, затем началось строительство АПЛ К-3.
Строить К-3 начали в сентябре 1955 года на заводе №402 в Молотовске (Северодвинск).
9 августа 1957 года К-3 спустили на воду, а через месяц запустили реакторы.
Впервые в СССР ход лодки под атомной установкой осуществился в июле 1958 года.
2 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием в Северодвинске. В октябре 1959 года перешла в Западную Лицу.
Итак, как первая АПЛ, «Ленинский комсомол» прошла много разных изменений за время службы. В походах она провела более 14 тысяч часов. Первые походы отчетливо давали понять, какие недоработки нужно устранить, какие параметры изменить, поэтому после каждого похода в конструкции что-то модернизировали.
Поход к Северному полюсу в истории К-3 самый продолжительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Это был июль 1962 года. Естественно, что все предыдущие походы, хоть и были короче и ближе, сыграли важную роль в подготовке к длительному походу. Они показали специалистам, что нужно сделать, чтобы не потерять АПЛ вместе с экипажем.
Кстати, свое название «Ленинский комсомол» атомная подводная лодка К-3 унаследовала после этого похода от другой подводной лодки, дизельной, которая в 1943 году погибла в одном из боевых походов.
В истории АПЛ К-3 есть и трагический момент. В сентябре 1967 года во время одного из боевых дежурств на судне случился пожар. Гибели судна, взрыва торпед удалось избежать, но в ту злополучную ночь погибло 39 членов экипажа К-3.
Из боевого состава флота лодка была выведена в 1988 году, а в 1991 окончательно вывели из состава Северного флота и направили на утилизацию.
К счастью, эта подводная легенда не стала грудой металла. В 2008 году было принято решение сделать из «Ленинского комсомола» музей. Наконец, в 2023 году К-3 стала одним из главных экспонатов Музея военно-морской славы в Кронштадте. До 27 декабря 2023 года «Ленинский комсомол» можно было посмотреть только с внешней стороны, а теперь можно пойти внутрь с увлекательнейшей экскурсией.
Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» сегодня
АПЛ К-3 хоть и находится при Музее военно-морской славы в Кронштадте, но и сама теперь стала отдельным музеем. Получился музей в музее. Хочу отметить, что билеты на подлодку покупаются отдельно от основной экспозиции музея.
Сегодня подводная лодка К-3 получила новую жизнь, основы которой были заложены еще в 1989 году. Она должна была стать музеем в Кронштадте еще до 1994 года, но только 30 лет спустя, благодаря совместной инициативе проекта «Остров фортов», Министерства обороны России и Объединенной судостроительной корпорации замысел стал реальностью и легендарная подводная лодка спасена от утилизации и продолжает служить Родине уже в новом качестве.
Зал для К-3 строили специально, потому что подходящих по размеру помещений не нашлось.
Чтобы доставить «Ленинский комсомол» в Кронштадт, провели огромнейшую работу. Лодку пришлось распилить и потом транспортировать. Многим петербуржцам повезло увидеть этот исторический момент – когда части К-3 перевозили прямо по городским улицам Санкт-Петербурга.
Подлодка К-3 «Ленинский комсомол» имеет 9 отсеков, и мы все их пройдем. На каждый отсек дается 5-7 минут, а внешний голос в виде аудиогида сопровождает вашу прогулку по лодке. Посещение лодки происходит по сеансам, каждые полчаса.
На входе в лодку нас встречает академик Анатолий Петрович Александров – основатель советской ядерной энергетики.
Анатолий Петрович был очень увлеченным человеком, физиком, доктором физико-математических наук, педагогом, профессором и даже возглавлял Академию наук СССР. Именно по его инициативе и его непосредственном участии были разработаны энергетические установки для советских атомных ледоколов. Здесь, в Кронштадте, он изображен в полный рост и в руках держит первый атомный ледокол «Ленин».
Ледокол «Ленин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Корабль отслужил свое и теперь находится у морского вокзала Мурманска, в нем создан корабль-музей с экскурсионным посещением.
А теперь прошу на борт!
Торпедный отсек
В носовой части 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм, в этих аппаратах находились 8 торпед. Это главное оружие подводной лодки проекта 627. Поэтому первый отсек называется торпедный.
Кроме того, здесь же расположены приборы управления стрельбой, запасные торпеды. В случае затопления подводной лодки из-за аварии, через торпедные аппараты можно было выйти с глубины на поверхность. Инструкцию, как это делается, должен наизусть знать каждый член экипажа, чтобы в чрезвычайной ситуации спасти себе жизнь.
Торпедный отсек также использовался как жилой, матросы размещались на подвесных койках, в этом же отсеке находился туалет.
На вид здесь очень уютно и, как сейчас модно говорить, хорошо организованное пространство.
Чтобы более подробно можно было изучить АПЛ, в каждом отсеке установлены информационные табло. На них вы сможете увидеть информацию, которой нет в рассказе аудиогида.
Аккумуляторный отсек (жилой)
В аккумуляторном отсеке, на верхней палубе располагается каюта командира, четырехместные каюты офицеров, кают-компания, санитарный уголок, пост вахтенного отсека с приборами контроля газового состава воздуха. На нижней палубе расположены аккумуляторные ямы.
Центральный пост
Сейчас вы увидите помещение с невероятным количеством приборов, датчиков, кнопок, ручек, рубильников и всего-всего. Это Центральный пост – основное расположение управлением подводной лодки. Именно здесь находятся посты управления вертикальным и горизонтальным рулями, погружения и всплытия, штурманская рубка, рубка связи, рубка гидроакустики и радиолокации. Находясь в этом помещении, понимаешь, насколько хорошо нужно знать все детали управления и понимать, как всё здесь устроено.
Дизельный отсек
В Дизельный отсек можно пройти через открытый люк.
На АПЛ всегда есть резервный источник электроэнергии. В К-3 это два дизельных генератора ДГ-460. Отсек небольшой, но в нем достаточно просторно, так как всё оборудование установлено около стен.
Я заметила, что в каждом отсеке прописаны какие-либо памятки, нормы, чтобы любой член экипажа мог своевременно оценивать обстановку и понимать существует ли опасность, а далее действовать по инструкции.
Реакторный отсек
Реакторный отсек в атомной подводной лодке К-3 находится посередине. Два реактора были оснащены автоматической системой управления и противоаварийной защитой. В реакторах происходила цепная атомная реакция, которая выделяла огромное количество тепла. Теплоносителем была вода, которая прогревалась до 335 градусов и поступала в парогенераторы. Образующийся пар поступал на лопатки турбин, двигающих валы винтов и на электрогенераторы.
Следует отметить, что АПЛ К-3 могла находиться в беспрерывном плавании два месяца. Она была полностью автономна. Другой вопрос насколько был к этому физиологически готов экипаж.
Турбинный отсек
Здесь расположены однопроточные паровые турбины, циркуляционный электронасос забортной воды и масляные насосы.
Пар поступает в турбину из предыдущего реакторного отсека, приводит рабочие лопатки в движение, а затем поступает в конденсатор. Далее, с помощью электронасосов вода попадет обратно в реакторный отсек. Таким образом, получается замкнутая энергетическая система.
Электромоторный отсек
В этом отсеке располагается пульт управления реакторной установкой. Здесь также множество приборов, датчиков, позволяющих отслеживать работу всех механизмов на борту АПЛ.
В конце отсека располагаются распределительные и групповые щиты. Кроме того, в этом отсеке оборудованы две офицерские каюты, в которых может разместиться одиннадцать человек.
Жилой отсек
Жилой отсек в АПЛ достаточно большой, если учитывать, что это морское судно. Здесь есть каюты старшин, рассчитанные на проживание 20 человек.
Конечно же, на борту обязательно должен присутствовать врач. У него также есть своя каюта и изолятор для двух человек на случай болезни.
В этом же отсеке расположен и камбуз, что в переводе на язык обывателя – кухня. Очень важное место, которое на судне используется не только для приготовления пищи, но и для хранения провизии.
Кормовой отсек
Кормовой отсек – зона отдыха для подводников. Отсек уютный, светлый с мягкими диванами. Между диванами располагались столы для приема пищи. В свободное время подводники читают книги, мастерят, играют в настольные игры, смотрят фильмы. Организация досуга на подводной лодке это необходимый момент, ведь здесь нет возможности хоть на полчасика выйти на прогулку.
Также над диванами располагаются подвесные кровати для отдыха.
Как ни крути, АПЛ это все-таки боевое судно, поэтому в каждом отсеке есть важные конструкции и приборы, а уж между ними все остальные удобства. Даже в отсеке для отдыха находятся гидравлические приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей.
Созданием атомной подводной лодки К-3, экипажу которой удалось пройти подо льдами Северного Ледовитого океана, подняться на поверхность и установить государственный флаг на самом высоком торосе, Советский Союз доказал, что, несмотря на колоссальные потери во время Великой Отечественной войны, все же остался сильной державой с отличными специалистами и большими возможностями. Работа над созданием первой советской атомной подводной лодки была настолько секретна, что многие даже не знали о своем участии в этом проекте. А в ее создании участвовали сотни людей, десятки заводов, конструкторских бюро.
Поход к Северному полюсу по значимости сравнивают с полетом Юрия Гагарина в Космос.
За время службы с 1958 по 1991 год подводная лодка К-3 совершила 14 дальних походов из них 6 на боевую службу.
Проведя много лет за испытаниями новейших корабельных систем, заложив основы плаванья подо льдами «Ленинский комсомол» по праву заслужил продолжить свой путь в качестве музея, который я настоятельно рекомендую посетить.
Адрес:
г.Кронштадт, город Санкт-Петербург, Цитадельское шоссе, д. 18;
Как добраться:
От метро Беговая, на 101, 101Э автобусах;
Пройти к музею можно через парк «Остров фортов»
Время в пути: 1 — 1,5 ч;
Цена билета:
Билет на подводную лодку К-3: 1500р;
Посещение подводной лодки осуществляется группами до 12 человек, строго по времени;
Режим работы:
ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС 10:00 – 19:00 (кассы и вход до 18:00), ПН выходной;
Телефон: 8 (800) 511 14 18;
Музей Подводная лодка К-3 на карте Петербурга
Удачи!
Другие записи блога:
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Ленфильм «Пропавшие в кинохронике»
Аптека-музей доктора Пеля и сыновей
Музей военно-морской славы в Кронштадте
Музей обороны и блокады Ленинграда
Сказочный музей «Особняк-Небылица»