Музей «Дорога жизни»
Друзья, всем привет! Какие у вас эмоции вызывает словосочетание «Блокадный Ленинград»? Обстрелы, голод, холод. При одной только мысли замирает сердце. Тяжелый период для ленинградцев и для страны в целом. Блокада – это не только боль горожан, но и переживания соотечественников, их попытки помочь и спасти из голодного страшного плена людей, вывезти хотя бы женщин, детей и стариков из этого ужаса. Вы уже знаете о Дороге жизни, а сегодня я хочу рассказать про одноименный музей «Дорога жизни». Это один из филиалов Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. Находится музей в поселке Ладожское Озеро (бывший Осиновец) Всеволожского района Ленинградской области.
История Музея «Дорога жизни»
Открытие музея состоялось 12 сентября 1972 года.
Более полувека Центральный военно-морской музей «Дорога жизни» хранит память и по кусочкам воссоздает историю знаменитой Дороги жизни, с помощью которой удалось спасти тысячи жизней ленинградцев.
Экспозиция музея постоянно пополнялась моделями кораблей, различными материалами из личных архивов моряков, материалами, которые были обнаружены поисковыми отрядами, документами, поднятыми со дна Ладожского озера.
В экспозиции вы также сможете увидеть автомобиль ГАЗ-АА и самолет Ли-2, далее я покажу их фото, и многое другое.
В 2015 году музей очень преобразился: построили красивейшую набережную, отреставрировали и добавили крупные экспонаты, военную технику. История после этой реставрации стала еще ближе.
Музей «Дорога жизни» приобрел популярность у жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и гостей региона.
Музей «Дорога жизни» cегодня
Территория музея большая, есть крупногабаритные экспонаты на улице, в павильонах открытого хранения представлены автомобили военных лет и другие предметы, несколько зданий с внутренней экспозицией – это разнообразие, делает музей нескучным и очень интересным.
Я была восхищена тем, насколько грамотно распланировано пространство музея. Размещенные на набережной экспонаты можно подробно рассмотреть вблизи, и они невероятно гармонично смотрятся на фоне Ладожского озера.
Возле каждого экспоната вы найдете табличку с описанием, какими-то важными фактами о нём, его роли в создании и функционировании магистрали через Ладожское озеро.
Дорога жизни
Дорога жизни – транспортная магистраль. Единственная «ниточка», связывавшая осажденный Ленинград и Большую землю. Благодаря этой магистрали из города было вывезено 1,3 млн. человек, поставлялся хлеб для жителей, боеприпасы, топливо, медикаменты и так далее. Функционировала зимой, когда Ладожское озеро покрывалось льдом достаточной прочности, как автомагистраль.
С 26 ноября 1941 года ледовая дорога стала называться Военно-автомобильной дорогой №101(ВАД-101).
Памятник «Разорванное кольцо»
Перед посещением музея обязательно остановитесь у памятника «Разорванное кольцо». Он выполнен в виде двух дуг, которые символизируют блокадное кольцо. Под ними площадка со следами шин грузовых автомобилей, отражающая начало сухопутного участка «Дороги жизни».
Памятник «Разорванное кольцо» входит в «Зеленый пояс Славы» Ленинграда – комплекс памятных стел, мемориалов, обелисков, памятников, воинских захоронений, протяженностью 200 км, который призван увековечить подвиг жителей и защитников блокадного Ленинграда.
А теперь давайте прогуляемся по музейному комплексу и посмотрим его достопримечательности.
Экспозиция под открытым небом
В этой части музейного комплекса собраны полномасштабные восстановленные экспонаты. Здесь вы увидите корабли-герои Ладожской трассы, танки, орудия и оборудование, а также транспортный самолет Ли-2Т. Рассмотрим его поближе.
Я обожаю такие полноразмерные экспонаты. К нему сразу и направилась, чтобы сделать для вас фото самолета на фоне Ладожского озера.
Этот самолет активно использовался в военное и послевоенное время.
Авиасообщение до начала работы ледовой трассы было единственным способом поставки грузов и эвакуации жителей на Большую землю. Оно было организовано в сентябре 1941 года.
В первые три месяца авиацией было эвакуировано 50 тысяч человек и доставлено около пяти тысяч тонн продовольствия в осажденный Ленинград. Все это происходило под обстрелами врага, но тем не менее, героически были спасены тысячи жизней.
Для полетов в Ленинград использовались новые пассажирские и военно-транспортные самолеты Ли-2, которые выполняли рейсы с сентября по декабрь. А также устаревшие самолеты ТБ-3. Рейсы выполнялись в темное время суток, чтобы быть менее заметными. При эвакуации всегда брали пассажиров больше положенной нормы.
Рядом с самолетом установлен памятник «Героям Ладоги и Дороги жизни».
Предлагаю немного полюбоваться красотой Ладожского озера и обратить внимание на Осиновецкий маяк.
Осиновецкий маяк на западном берегу Ладоги – действующий маяк. В годы Великой Отечественной войны сыграл важную роль: по нему ориентировались корабли на Ладоге и автомобили, которые передвигались по Дороге жизни. Теперь он является одним из её символов.
Примечательно, что вражеская армия наносила удары везде, но маяк не трогала – для них он тоже был ориентиром. Поэтому у ленинградцев была возможность укрыться от обстрелов в маяке.
На набережной стоят артиллерийские установки Б-13 и командно-дальномерный пост канонерской лодки «Бира».
Б-13 в годы Великой Отечественной войны были самыми используемыми корабельными установками. Ими работали как по водным, так и по сухопутным целям. Дальность стрельбы достигала 25 километров. Устанавливали такое орудие даже на малые суда – это позволяла сделать его компактность.
Командно-дальномерный пост устанавливался на мачте кораблей представлял собой бронированное приспособление на вращающейся площадке. Отсюда экипаж мог отследить противника и понять, на каком расстоянии он находится, спланировать удар.
На противоположной стороне стоят 2 настоящих танка: популярный средний танк Т-34 и тяжелый танк ИС-3.
Танк Т-34 был основным танком РККА и Вооруженных Сил СССР продолжительное время. Много фильмов снято с участием легендарной «тридцатьчетвертки».
ИС-3, названный в честь Иосифа Сталина, стали серийно выпускать в последние дни войны, и в боях он практически не участвовал.
А вот и «Ижорец 8». Это буксирный пароход. Использовался для доставки грузов и эвакуации. Он начал перевозки через Ладогу одним из первых. Длина судна 23 метра. Построен в 1935 году.
А это самоходный двухтрюмный тендер «Ленинград». Таких выпустили больше сотни. Ко второй военной навигации их количество значительно увеличили. Одно такое судно могло делать три рейса через Ладогу в сутки. На них в 1942 году было переправлено 100 тысяч бойцов и 150 тысяч тонн продовольствия.
Павильон для крупногабаритных экспонатов
Мимо самых интересных экспонатов в этом павильоне пройти сложно. Они сыграли важную роль в освобождении Ленинграда.
Конечно же это популярный автомобиль «Полуторка» ГАЗ-АА 1942 года выпуска Горьковского автозавода. О нем я уже писала в одной из своих статей. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151100 машин.
«Полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины 20 века. Совершала перевозки на «Дороге жизни». Поднята со дна Ладожского озера в 1947 году.
Советский городской автобус АТУЛ-АЛ-2.
Вместимость автобуса 26 человек. Автобусы АЛ-2 использовались в Ленинграде в качестве городского транспорта, а в годы блокады вывозили детей по «Дороге жизни» из осажденного города.
В этом же павильоне вы можете увидеть полевую кухню 1941 года. В некоторых населенных пунктах и по сей день есть традиция 9 мая готовить солдатскую кашу в такой полевой кухне и угощать всех пришедших на праздник.
В этом же павильоне на стендах можно ознакомиться с различными видами оружия, военными предметами. Информация подробная и написана доступным языком, от этого еще более интересная. А в центре зала близко рассмотреть их в натуральную величину. Здесь и морские мины, и электромагнитный трал, и дальномер и многое другое.
Музейная экспозиция
Основная музейная экспозиция заняла 2 этажа. Очень много разных экспонатов. Есть миниатюрные копии уличных экспозиций и многое другое. Покажу некоторые из них.
Вот, например, ручные гранаты (РГ-42, РГД-33, РПГ-40).
РПГ-40 широко использовалась во время Великой Отечественной войны для вывода из строя танков противника. На вид она, конечно, не очень большая, но тяжелая и при точном попадании способна была остановить вражескую машину.
На стене мы видим карту «Боевая обстановка под Ленинградом июль – ноябрь 1941г.» Здесь видны расположения советских и фашистских войск, направления движения по фронтам.
Также представлены несколько видов патронов для разнообразного оружия. На табличках рядом написаны их характеристики и даты, когда их начали выпускать и использовать.
Хочу показать вам интересный фонарь ветроустойчивый типа ТЦ-1. Очень удобная конструкция позволяла размещать фонарь на возвышенности, например, на столбе и освещать пространство вокруг. Работает на керосине. Пользоваться можно не только на открытом воздухе, но и в помещении. Кстати, такие фонари выпускают до сих пор. Сейчас используются в основном туристами.
В завершении покажу вам один очень интересный проект под названием «Ладога – Дорога жизни». Этот макет сделан очень точно и отображает всю картину того времени. Присмотритесь, пожалуйста, к деталям. Они восхитительны! Точность такая, что виден даже рисунок протектора колёс.
В заключении хочу сказать, что на территории музея «Дорога жизни» есть административно-бытовой комплекс, который включает в себя современный конференц-зал на сто человек, интернет-кафе, интерактивный стрелковый клуб, интерактивный симулятор «Полуторка» и административные помещения.
Музей масштабный, много интересных фактов, разнообразие экспонатов поражает. Я давно хотела побывать в этом музее и, наконец, добралась до него. Впечатления от экспозиции очень интересные: с одной стороны – до слез проникаешься потерями и страшным для нашего города временем, с другой – восхищаешься в сотый раз подвигом советского народа. Кроме того, испытываешь огромную благодарность к людям, которые приложили массу усилий, чтобы сохранить память и передать историю всем последующим поколениям в виде множества собранных экспонатов тех тяжелых лет, документов, историй из жизни людей, переживших блокаду. От всей души рекомендую вам посетить музей «Дорога жизни», а для тех, кто хочет подробнее узнать о нашем городе в военное время, я рекомендую посетить : Музей обороны и блокады Ленинграда, Парк Воинской Славы, Московский парк Победы, Монумент героическим защитникам Ленинграда.
Как добраться до музея:
Адрес:
Ленинградская область, Всеволожский район, Рахьинское городское поселение, п. ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, 58;
Как доехать:
На электропоезде с Финляндского вокзала (станция метро «Площадь Ленина») до ж/д станции Ладожское озеро, далее пешком (около 1 км в сторону Ладожского озера);
Режим работы:
с 10:00 до 18:00.
касса закрывается в 17:15;
Выходные дни: понедельник и вторник;
Телефоны:
заказ экскурсий: 8 (813) 70-33-771;
Музей на карте
Хорошего отдыха!
Другие записи блога:
Скульптурная композиция «Путь Петра»
«Мини-город» — Санкт-Петербург в миниатюре
Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»
Ленфильм «Пропавшие в кинохронике»