Скульптурная композиция «Путь Петра»

ПровинциалкA ПровинциалкA - 3 июня 2024 в 23:01

Привет, друзья! Недавно, гуляя по нашему прекрасному городу Санкт-Петербургу, я заглянула в сквер Товстоногова и была приятно удивлена — в сквере установили целый комплекс скульптур под названием «Путь Петра». Экспозиция посвящена жизни императора и представляет собой воплощение судьбы Петра I и его реформистских устремлений.

Скульптурная композиция «Путь Петра»

В мае этого года состоялась церемония открытия нового городского экскурсионного пешеходного маршрута «Путь Петра». В мероприятии приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Одной из точек экскурсионного маршрута стала одноименная скульптурная композиция.

Скульптурная композиция

Всего в сквере Товстоногова установили 7 новых скульптур, созданных членом Санкт-Петербургского союза художников Арменом Гаспаряна. По задумке автора скульптуры символизируют важнейшие этапы жизни императора Петра Первого: «Выход к морю», «Стрелецкий бунт», «Русь-Европа», «Азов походы», «Перенос знаний», «Парадиз», «Обретение своего дома».

Их установили на пешеходной территории от Кронверкского проспекта до Петроградской набережной. Предлагаю рассмотреть их поближе.

Стрелецкий бунт

Экспозиция начинается скульптурой, которая символизирует один из самых трагичных эпизодов из жизни не только Петра, но и всей страны. Восстание стрельцов произошло в 1682 году в Москве после смерти царя Фёдора Алексеевича. Причиной бунта стали слухи о том, что положение стрельцов ухудшится при новой власти. В нем участвовали стрельцы во главе с их лидером Хованским, а также Нарышкины и Милославские. Стрельцы требовали выплаты жалования и амнистии. В результате царевичи Пётр и Иван были признаны будущими царями, а царевна Софья стала регентом.

Перед нами Наталья Нарышкина, мать Петра, рядом с ней двое ее сыновей, Петр и Иван. Онемев от страха перед разъяренной толпой, два царевича прижимаются к матери. Одновременно стрельцы изображены побежденными, они преклоняются и падают вниз. В основании композиции  — плаха, символ трагедии, перед которой равны и царские особы, и простой народ. Тогда Петр не казнит стрельцов, но их время заканчивается. Наступает новая эра, в которой мальчик, закаленный невзгодами, подрастает для больших свершений.

Скульптурная композиция «Путь Петра»Скульптурная композиция «Путь Петра»

Азовская крепость

Следующий памятник посвящен Азовским походам 1695 и 1696 годов. Петру было 24 года, когда он покорил Азов — оплот Османской империи.

Скульптурная композиция «Путь Петра»

Азовская крепость была основана в XV веке турками после завоевания города Тана. Она стала северным портом Османской империи и была известна как Азак. После взятия крепости Петром был заключен Константинопольский мирный договор, Азов перешел под контроль России.

Выход к морю. Создание флота

Теперь обратим внимание на изображение корабля. Эта композиция называется «Выход к морю. Создание флота». Петра гложет мысль, что огромное государство не имеет выхода к «большой воде», как он говорил: ни на юге, ни на западе. Он грезит военно-морской мощью России. Неудачи на Черном море заставляют возложить надежды на Балтику.

Скульптурная композиция

Корабль является символом обновленной России. Петр всю жизнь желал выйти в открытое море, а образ рвущегося сквозь ветер и волны могучего парусника олицетворяет все, что построено умелыми человеческими руками с точным расчетом и знаниями. Две половины грандиозной арки с победно трубящими ангелами символизируют Русь и Европу. Великий корабел и шкипер наметил свой курс на развитие державы. Его корабль, невзирая на шторм, уверенно направляется вперед, к преобразованиям, которые послужат на благо новой России.

Русь — Европа

Раз уж мы заговорили про символ «Русь — Европа», самое время рассмотреть композицию, которая так и называется. В 1697 году юный царь инкогнито путешествовал в составе Великого посольства под именем бомбардира Петра Михайлова. Ему было 25 лет, государь был любознателен и напорист, за все брался своими руками — обучался ремеслу плотника-кораблестроителя в Амстердаме. А еще Петр имел страстное желание воочию познакомиться с устройством и жизнью наиболее развитых стран того времени, какими были Голландия и Англия.

Скульптурная композиция «Путь Петра»«Путь Петра»пешеходный маршрут

Будущий император был убежден: прогресс в России достигается только могучим движением просвещенной самодержавной воли. Естественно, вся задуманная Петром и остро необходимая государству модернизация не могла произойти сама по себе: Россия нуждалась в мировом опыте и знаниях. И освоить их предстояло  очень быстро! Это особенный период в жизни государя олицетворяет «двуликий Янус». С одной стороны — собирательный образ бородатого боярина, символ допетровской Руси, с другой — гладкое лицо образованного европейца, в котором можно увидеть черты ближайшего соратника царя Якова Брюса. Оба стоят плотно, спина к спине, как бы защищая тылы друг друга, но смотрят при этом в разные стороны. Так, во взаимном противоречии, в борьбе и согласии, столь разные взгляды того времени способствовали созданию истории новой мощной державы.

Перенос зданий. Новая идеология

Рассмотрим скульптуру «Перенос знаний. Новая идеология». Главное открытие вернувшегося из Европы Петра — Россия катастрофически отстает в развитии.

В стране не было ни своего железа, ни серебра, не было инженеров и техников.

Скульптурная композиция представляет из себя аллегорию научных исследований и познания мира, всего того, что Петр привнес в Россию: первый музей, собрание редкостей — Кунсткамера, армиллярная сфера — древний небесный глобус, книги как ступени к знаниям, свиток с указом об учреждении Академии наук и подзорная труба — как символ прозорливости русского царя.

Скульптурная композиция «Путь Петра»

Парадиз

Теперь давайте полюбуемся следующей скульптурой. Выполнена она очень поэтично: в руках Петра одно из его первых детищ, Петропавловский собор. Руки согревают юный град, защищая его от ветров, наводнений, «ужаса нашествия невежд» и смертельных врагов. Петр по-отечески оберегает свою воплощенную мечту, следит за морской столицей строго и ласково. Неслучайно с самого начала свое первое скромное поселение царь называл «раем», «святой землей» и «парадизом».

пешеходный маршрут

Обрел свой дом

Завершает галерею скульптур композиция «Обрел свой дом». Ведь долгие годы Петр не имел места, которое мог назвать бы своим домом. В Москве он не жил, с родней из семьи Романовых теплых отношений у него не было. Супругу Евдокию Федоровну сослали в монастырь за участие в бунте, сына — царевича Алексея — отдали на воспитание сестре. Занятый множеством дел, войной, путешествиями и походами, он кочевал по стране, нигде долго не задерживаясь. И только на правом берегу Невы в мае 1703 года царь понимает: здесь и будет его настоящий дом.

Скульптура демонстрирует идиллию тихого семейного вечера — кресло, камин, собака и верная спутница жизни, Екатерина Первая. К ней император питал неподдельные нежные чувства, которые выражал в письмах. Вчитываясь в ним, сложно представить, что они написаны всесильным и жестким реформатором. Но стоит присмотреться повнимательнее, и мы увидим российский герб, разработанный при Петре. Это напоминание о том, что дом его — вся империя, а счастье — в служении России.

маршрут «Путь Петра»

На этом маршрут «Путь Петра» не заканчивается. Советую вам посетить тот самый домик Петра I, что на Петровской набережной, прогуляйтесь от здания Нахимовского военно-морского училища до исторического художественного объекта «Мини-город», наслаждаясь каждым шагом. Задержитесь в ключевой части маршрута – на Петровской набережной. Это первая улица Петербурга, ставшая началом развития города. Её Пётр ежедневно мерил своим почти метровым шагом, направляясь из своего домика в Петропавловскую крепость.

Адрес:

Санкт-Петербург, Петроградский район, сквер Товстоногова;

Как добраться:

от метро Горьковская — пешком 10-15 мин;

сквер на карте

Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Captcha Plus loading...