Музей академии имени А. Л. Штиглица
Друзья, всем привет. Я искренне считаю, что Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. В нем очень много восхитительного: богатая история, невероятная архитектура, огромное количество знаменитых людей и людей, которые внесли свой вклад в мировое развитие, тысячи научных работ и достижений связаны с этим городом. Искусство и культура занимают здесь особое почетное место. Недавно я посетила одно из первых учебных заведений города на Неве и хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Это Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Уникальное и притягательное место.
Биография барона А. Л. Штиглица
Барон Александр Людвигович фон Штиглиц был сыном финансиста Людвига Ивановича фон Штиглица, который был придворным банкиром Александра I и Николая I. Служил в Министерстве финансов Российской империи, а после смерти отца унаследовал огромное состояние. Очень много уделял внимания благотворительности и оставил завещание, по которому каждый из его близких людей и подчиненных получил наследство. При жизни никогда не держал свое состояние нигде, кроме России, объясняя это тем, что оно нажито в России и, если она разорится, то и он станет бедным вместе со своей страной.
Самое большое его пожертвование и впоследствии самое важное, что он сделал для России, увековечившее его имя в истории, стало открытие на средства барона Штиглица Центрального училища технического рисования. Сейчас это Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица.
История Музея академии имени А.Л. Штиглица
Дата основания Центрального училища технического рисования – 1876 год. Создано оно по указу императора Александра II и располагалось в Соляном переулке, 13. Здесь обучались не только художники декоративно-прикладного искусства для промышленности, но и учителя черчения и рисования для художественно-промышленных школ. Учебное заведение было очень престижным, с богатой библиотекой, художественно-промышленным музеем.
Позднее были открыты несколько филиалов, и училище стало носить название Центрального, а первым его директором стал архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. Он же и был строителем музея, что открылся в 1896 году по адресу Соляной переулок, 15. К тому времени в учебном заведении обучалось уже более двухсот человек.
Музей закрыли в 1917 году. Как пережитки царской России. После революции музей работал как филиал Эрмитажа. В 1941 году началась война. Ударной волной были выбиты окна, и здание осталось без отопления, гипсовая штукатурка отсырела и фреска не сохранилась.
После войны Эрмитаж передает здание бывшего музея Ленинградскому художественному промышленному училищу имени Мухиной. Так назвали после блокады закрытое училище Штиглица. Мухинское училище после войны приводит в порядок здание, проводит ремонтные и реставрационные работы.
В 1953 году здесь открывается музей прикладного искусства Мухинского училища. Здесь хранят дипломные работы и курсовые работы студентов «Мухи».
Мухинским училищем это учебное заведение именуется до 1994 года, а потом становится Академией имени Штиглица. Студенты занимаются в залах, где реконструкция не проходила.
Ну что, пройдемся по музею Академии имени А.Л. Штиглица?
Аванзал
Зайдя в аванзал, я почувствовала, как у меня замерло сердце. Это было настоящее восхищение с предвкушением того, что дальше будет еще интереснее и красивее.
Аванзал – это зал, который находится перед парадным залом. Только посмотрите, насколько уже в этой части музея удивительно красиво. Какие здесь детали, колонны, блеск мрамора, своды потолков…рассматривать можно практически бесконечно!
В стеклянных витринах вы увидите дипломные работы студентов училища. Система оценивания тогда была 12-балльной и рядом с дипломной работой можно увидеть оценку. Дипломная работа считалась успешной, если была оценена от 10 до 12 баллов. Если ниже 10, то студент мог либо исправить свою работу, либо отчислялся.
В следующий зал мы пройдем по малым итальянским галереям. Здесь представлены предметы старинной мебели, посуды и фарфора. Особенно мне понравилась коллекция ключей: каждый из них – произведение искусства со своими неповторимыми особенностями. Двух одинаковых ключей здесь не найти.
Русский зал
Самый красивый зал это – «Теремок», прообразом которого стал московский Теремной дворец. На стенах роспись в русском стиле. Оформлено всё, как палаты допетровского времени. Дверные и оконные проёмы украшены майоликой – цветными керамическими изделиями в виде плиточек. Их изготовил преподаватель майолики Эмиль Яковлевич Кремер вместе со своими учениками.
Зал получился восхитительно красочным, ярким и светлым, с элементами золота.
Кроме интерьера в Русском зале можно увидеть и костюмы, головные уборы, кукол в русских национальных костюмах и так далее.
Большой выставочный зал
Большой выставочный зал, на мой взгляд, изюминка музея Академии Штиглица. Месмахер хорошо постарался оформить его в стиле итальянского палаццо.
Архитектурно-художественное решение зала напоминает фасад Библиотеки Сан-Марко в Венеции, построенной Якопо Сансовино во второй четверти XVI века. Большой выставочный зал пользуется спросом для проведения фотосессий.
Этот зал создавался для выставок работ студентов, преподавателей. Сейчас он выполняет ту же функцию, что и более века назад.
Зал просторный, с высоким прозрачным куполом, который держится на колоннах. Галерея двухъярусная – так вмещается больше произведений искусства.
В центре зала, как дань уважению создателя этого прекраснейшего учебного заведения и музея, установлена скульптура барона Александра Людвиговича фон Штиглица.
В 50-х годах XX века на месте Штиглица была скульптура Ленина.
У студентов есть поверье: ходить можно только по левой стороне лестницы, потому что по правой гуляет Муза, которую ни в коем случае нельзя тревожить и отпугивать.
Эта лестница меня покорила своей красотой. Говорят, что выпускники на ней делают общее фото вместе с «папой».
Вдоль стены расположена галерея античных образов – олимпийских богов и титанов. У галереи своя история, которую рассказывают на экскурсии. Также вы можете увидеть работы учеников, они там часто тренируются. Выглядит потрясающе!
Папская (Рафаэлевская) галерея
Художественное оформление этого зала выполнено в стиле итальянского возрождения и восходит к знаменитым Папским лоджиям Двора Сан-Домазо в Ватикане. Декоративный прием, использованный в оформлении зала, получил название «Гротеск».
При входе можно заметить потрясающую винтовую лестницу. В 1930-х её привезли сюда из Эрмитажа. По ней поднимаются художники к себе в мастерские. Лестницу назвали Лестница Николая II. Говорили, что Николай II ее очень любил.
Лестница и правда очень интересная: одновременно красивая, большая и гармонично вписывается в пространство галереи.
«Римская» лестница
Здесь мы снова видим итальянское Возрождение. Лестница напоминает интерьеры дворцов Ватикана. Четкие выверенные формы, широкие ступени и поручни, массивные балясины. На стене восхитительная композиция в виде оконного проёма с видом на собор Святого Петра в Риме. Это работа Петра Ивановича Долгова, выпускника Училища Штиглица.
Византийская комната
Здесь вы увидите предметы старинной мебели в готическом стиле. Например, церковное кресло сделано в виде единого рисунка. Деревянный массивный стул.
Еще один необычный и очень красивый предмет мебели — это кабинет для хранения денег, документов и ценных бумаг. Все из дерева, резное, множество мелких деталей и единый рисунок. Потрясающе красиво!
Зал Медичи
Зал, назван в честь династии Медичи.
Он наполнен уникальным образцами итальянской резной мебели. Украшена она не просто узорами, например, на Баварском буфете в виде маленьких фигур изображена «борьба Зевса с титанами».
На стенах расположились зеркала в массивных резных деревянных рамах.
А это сундук для приданого. Одновременно изысканный с изящными формами и тяжелый. Рядом два кресла с неповторимыми узорами. Такая мебель, как правило, существует в единственном экземпляре.
Рассмотрим Баварский буфет ближе. Он сделан из самшитового дерева. Ценность этой породы в том, что оно отлично поддается рукам мастера и из него можно сделать очень красивые и прочные изделия.
Зал изразцовых печей
Здесь вас ждет настоящая красота. В других музеях Санкт-Петербурга мне уже попадались изразцовые печи, но здесь в одном зале их сразу 15!
Изразцы – это не просто гладкие плиточки для облицовки печи, а специальные, у которых на тыльной стороне имеется выступ для крепления.
Изразцовые печи были очень красивы не только за счет изразцов. Их часто украшали различным декором в виде статуэток, маленьких скульптур, лепных и художественных орнаментов.
Здание Музея Академии Штиглица само по себе настоящее произведение искусства, а то, что можно увидеть внутри него, ошеломляет.
В некоторых галереях можно увидеть студентов на практических занятиях. С самого начала существования учебного заведения процесс устроен таким образом, чтобы студенты могли воочию видеть то, чему их учат, развивать чувство прекрасного, находиться в атмосфере творчества. Здесь свой антураж, пропитанный бесконечным потоком созидательных идей.
Вход в музей возможен только в составе экскурсии. Но это особенно хорошо, потому что у здания и музея очень богатая и интересная история, с которой живо и увлекательно знакомит экскурсовод.
P.S. В Санкт-Петербурге на Английской набережной есть памятник архитектуры – особняк Штиглица. В этом особняке Александр Людвигович жил с 1862 года до конца своих дней. Спустя несколько лет его наследники продали особняк. Позднее здание было национализировано, затем еще много раз менялся собственник. Сейчас, к сожалению, в него попасть нельзя, но, судя по фотографиям, там вскоре может пройти реставрация и открыться новый музей. Было бы очень интересно взглянуть на внутреннее убранство особняка Штиглица.
До новых встреч, друзья!
Адрес:
Соляной переулок., 13-15, Санкт-Петербург;
Ближайшие станции метро: Невский пр-т, Гостиный двор;
Цена билета:
Стоимость экскурсии — 900р;
Режим работы:
вторник-воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса работает до 16:30)
понедельник, воскресенье – выходные дни
музей не работает в офицальные праздники
Музей академии имени А. Л. Штиглица на карте Петербурга
Удачи!
Другие записи блога:
Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»
Новая набережная у Лахта-центра
Ленфильм «Пропавшие в кинохронике»
Музей военно-морской славы в Кронштадте
Сад усадьбы Г. Р. Державина — зеленый уголок Петербурга