Российский государственный музей Арктики и Антарктики

ПровинциалкA ПровинциалкA - 26 ноября 2024 в 21:12

Дорогие гости и читатели моего блога, рада приветствовать вас! Сегодня мы продолжим исследовать музеи нашего прекрасного города и на повестке дня у нас интереснейший Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. Но начнем по традиции с истории…

Российский государственный музей Арктики и Антарктики — история

Музей Арктики был открыт для посетителей 8 января 1937 г., однако решение о его создании было принято значительно раньше. Уже в 1920-х годах в связи с активным исследованием Арктики многие видные полярники и ученые выступали с предложениями об организации постоянно действующего полярного музея. В 1930 г. Президиумом ЦИК СССР было утверждено решение о создании Всесоюзного арктического института (ВАИ), в котором в качестве специального отдела предусматривался музей Арктики.

Сначала музейные экспонаты хранились в подвале Арктического института и использовались только для выставок. В 1933 году институту дали здание бывшей Никольской единоверческой церкви. В 1934-1936 годах это здание переделали под музей. Сотрудники музея собирали экспонаты и готовили их для выставки.

С момента открытия сотрудники музея следили за событиями в Арктике. В 1938 году открыли выставку о работе первой дрейфующей станции «Северный полюс-1». На выставке показали палатку участников экспедиции, их вещи, приборы и оборудование. Музей стал известен в России и за границей. В 1937 году его экспонаты получили награду на Всемирной выставке в Париже.

В 1950-х годах начали исследовать Антарктиду. В музей добавили новые экспонаты о первых советских экспедициях. В 1958 году музей переименовали в Музей Арктики и Антарктики. В 1998 году музей стал Российским государственным музеем Арктики и Антарктики.

В нём около 100 тысяч экспонатов о полярных регионах. Среди них — предметы быта поморов первой половины XVII века. Их нашли экспедиции А. П. Окладникова и М. И. Белова.

В музее есть коллекция живописи и графики. В ней работы художников А. А. Борисова и Н. В. Пинегина, Тыко Вылка и студентов Института народов Севера. Также в коллекции работы И. П. Рубана, М. А. Канеева, В. В. Фоменко, Н. Мартынова, О. Котельникова, А. Медведева, Ф. Конюхова.

Экспонаты музея Арктики и Антарктики

Первым экспонатом музея является уникальный самолёт-амфибия «Ш-2», созданный инженером В. Б. Шавровым в 1931 году в Ленинграде. В 1930–1960-е годы этот самолёт использовался для ледовой разведки в Арктике.

Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге

Амфибия — это самолёт, который мог приземляться на различные поверхности: землю, лёд и воду. Корпус самолёта сделан из фанеры, а крылья обтянуты тканью, пропитанной специальной смесью, которая отталкивала воду и делала ткань более прочной. Ш-2 был первым самолётом-амфибией в СССР. Первый Ш-1 собрали в квартире, а после доработки он получил название Ш-2. Этот самолёт участвовал в знаменитой экспедиции на пароходе «Челюскин» в 1933 году. Он находился на борту судна и проводил ледовую разведку.

В 1937 году самолёт был передан в музей, где стал отправной точкой для создания экспозиций.

Рядом с ним можно увидеть бюст знаменитого лётчика Валерия Павловича Чкалова.

Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге

В 1937 году Чкалов В.П возглавил уникальный сверхдлинный перелет, из Москвы через Северный полюс  в США. Перелет длился 63 часа без посадки. Во время перелета 3 раза самолет покрывался льдом, но это не сломило опытную команду летчиков. Перелет был произведен на самолете Ант-25.

Зал «Арктика»

В музее есть зал, посвящённый природе Арктики. Экспозиция этого зала рассказывает о физико-географических особенностях Арктики, её флоре и фауне. Центральное место в экспозиции занимает макет «Арктика». Это сегмент глобуса с рельефной гипсометрической картой северного полушария до параллели 60° в масштабе 1:1 500 000. Макет был создан на основе картографических материалов академика Ю. М. Шокальского в 1936 году.

Музей Арктики и Антарктики музей Арктики и Антарктики

Зал «Северный морской путь»

Палатка «Папанинцев» — ключевая композиция зала. В 1937 году на Северном полюсе организовали первую в мире научную станцию на дрейфующем (движущемся) льду «Северный полюс-1».

музей Арктики и Антарктики в СПб

Это событие было крайне важным. Руководителем экспедиции был Отто Юльевич Шмидт, а начальником дрейфующей станции — Иван Дмитриевич Папанин. В музее можно увидеть точную копию палатки, в которой жили папанинцы. Все предметы внутри и вокруг палатки являются подлинными. Когда палатку установили в музее, Папанин сам забрался внутрь и разложил вещи так, как это было на станции. Внутри палатки был пух гаги, который был лёгким и очень тёплым. Слева на столе, где была еда в брикетах, стояла переносная печка «Примус». Она использовалась не только для разогрева пищи, но и для отапливания. Других отопительных приборов в палатке не было, и температура внутри иногда опускалась до –10 градусов.

Чтобы в палатке работала радиоаппаратура и горел свет, нужна была электроэнергия. Её давала электрическая установка ПД-3, которая стояла рядом с палаткой. Когда не было ветра, резервным источником энергии служила динамо-машина, похожая на велосипед.

музей Арктики и Антарктики

Участники экспедиции провели на плавучей льдине девять месяцев. Однако 1 февраля 1938 года произошло непредвиденное: льдина раскололась, и трещина прошла прямо под палаткой. После этого станцию пришлось закрыть.

В 1954 году на смену станции «Северный полюс-1» пришла станция «Северный полюс-3». На ней были установлены передвижные домики конструкции Сергея Анатольевича Шапошникова (ПДШ), которые были более тёплыми и современными.

Музей Арктики и Антарктики в СПбМузей АрктикиАрктика

Домик состоит из сорока элементов, которые были доставлены на льдину в разобранном виде и собраны на месте. Внутри каждого элемента находится деревянный каркас, обшитый многослойной фанерой, пропитанной бакелитовой смолой для защиты от температурных воздействий.

Дверь домика открывается внутрь, что позволяет полярникам в случае снежных заносов использовать лопаты для расчистки выхода наружу.

В домике есть система отопления, слева у двери расположена печь, которая работает на дизельном топливе и солярке. Также в домике есть умывальник, стол, стулья и походные кровати — всё необходимое для комфортного проживания.

Кроме того, в домике установлена аппаратура.

В музее Арктики и Антарктики представлено множество диорам, которые являются результатом кропотливой работы, выполненной на высочайшем уровне. Например, диорама «Поход ледокола «Красин» для спасения итальянской экспедиции на дирижабле «Италия» в 1928 году».

Арктикамузей Антарктики

«Красин» — один из первых ледоколов в России, которому повезло больше, чем другим. Сейчас он стоит на вечной стоянке на набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

Изначально этот ледокол назывался «Светогор». Во время Гражданской войны его угнали в Англию, но после окончания конфликта он был выкуплен. Ледокол переименовали в честь Леонида Красина, который был торговым представителем советской власти в Англии.

Обязательно посетите музей Ледокол «Красин» в Санкт-Петербурге!

В музее Арктики и Антарктики вы увидите диораму «Гидрологическая станция с борта судна в арктическом море». Она наглядно демонстрирует, как ведутся исследования морских глубин.

Музей Арктики и АнтарктикиАрктика и Антарктика музей

Зал «Антарктика»

В этом зале вы увидите экспозицию, посвящённую природе шестого континента. Здесь вы узнаете об истории открытия Антарктиды, о важнейших экспедициях в этот регион, а также о деятельности советских и российских учёных в Антарктике.

Среди экспонатов этого зала особенно интересна модель антарктического вездехода «Пингвин».

Арктика и Антарктика в СПб

В середине 50-х годов XX века известный исследователь-полярник, доктор географических наук Михаил Михайлович Сомов предложил создать первый советский специализированный арктический вездеход на гусеничном ходу. Он получил название «Пингвин» (также известный как Объект 209).

Разработка «Пингвина» началась в конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде в мае 1957 года. Сроки были крайне ограничены: уже в конце октября вездеходы должны были отправиться в Антарктиду в составе очередной полярной экспедиции.

Всего было произведено пять экземпляров «Пингвинов». Несмотря на сжатые сроки разработки, конструкция вездехода оказалась удачной.

В 1958 году в рамках третьей Советской антарктической экспедиции полярники на четырёх «Пингвинах» достигли так называемого «Полюса недоступности», где основали одноимённую станцию. Также был достигнут Южный географический полюс, кроме того, с помощью «Пингвинов» проводились геодезические работы.

Кстати, о «птичках»! Было очень интересно посмотреть на колонию императорских пингвинов в Антарктиде.

Арктика и Антарктика в Питере

Императорские пингвины — это крупные птицы, вес которых достигает 40–50 килограммов. Они обитают в самых суровых условиях среди всех существующих птиц. Пингвины выводят потомство зимой, стоя на льду во время ураганов и метелей.

В музее можно увидеть различные измерительные приборы и инструменты, которые использовались в исследованиях. Например, здесь есть солнечный энергетический модуль.

Музей Арктики и Антарктики

В Антарктиде много солнечного света, и возникает вопрос о возможности использования его энергии в мирных целях. Для этого была разработана установка, представляющая собой большую лупу, которая собирает солнечные лучи в направленный пучок. Солнечные лучи направляются на бидон со снегом, в результате чего снег тает, а вода нагревается. Это простой, дешёвый и эффективный способ получения воды.

Испытания установки прошли на станции «Восток» в сезоне 1999–2000 годов. С помощью этой установки было произведено 1280 литров воды, которая использовалась для нужд станции. Средняя суточная производительность установки в режиме снеготаяния составила 65–70 литров, что является неплохим показателем при температуре около -50 градусов Цельсия.

В Арктике и Антарктиде для прогрева самолетов и вертолетов перед вылетом использовались моторные подогреватели. Один из них представлен в музее.

Музей Арктики и Антарктики в СПб

Это моторный подогреватель МП-70, они широко использовались в 1950-1990х годах на ледовых аэродромах.

Друзья, на этом я заканчиваю свой небольшой обзор. Это лишь малая часть того, что представлено в музее. Обязательно посетите Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и позовите с собой детей. Это очень познавательное место, где вы сможете узнать много интересного. Рекомендую вам взять сразу экскурсию, чтобы более детально изучить всю информацию и задать вопросы. Экскурсии проводятся квалифицированными гидами, которые расскажут вам о первых экспедициях, о жизни полярников и о современных исследованиях. Для детей в музее предусмотрены специальные программы и мастер-классы. Они смогут почувствовать себя настоящими исследователями, попробовать собрать палатку, нарисовать карту или сделать поделку из природных материалов. Не упустите возможность посетить музей Арктики и Антарктики и расширить свои знания о мире!

И несмотря на то, что погода нас не радует, очень надеюсь, что музеи Санкт-Петербурга поднимут ваше настроение. Хорошего отдыха!

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Марата, 24 а;

Заказ экскурсий по телефону:

 8 (812) 244-10-52;

также экскурсию можно оплатить сразу на кассе;

Электронная почта: office@polarmuseum.ru;

Цена билета:

350 р. взрослый

100 р. детский

есть льготы студентам и пенсионерам;

Режим работы:

по средам, субботам и воскресеньям 10:00 — 18:00

по четвергам: 12:00 — 20:00

Понедельник, вторник, пятница – выходные дни;

Музей на карте

Удачи!

Другие записи блога:

Волшебный музей Гарри Поттера

Исторический музей городского электрического транспорта

Интерактивный музей «Арт и факты»

Иммерсивная инсталляция «Пропавшие в кинохронике»

Садово-парковый комплекс «Ильинская слобода»

Новый сказочный музей «Небылица-Водица»

Космический Заневский парк

Памятный музей «Дорога жизни»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Captcha Plus loading...