Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге
Друзья, приветствую Вас в своем блоге. Сегодня хочу вернуться в далекое прошлое, почти к основанию нашего прекрасного города. Заглянем в 1712 год? А поможет нам в этом известнейший в наше время Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге.
С 1990 года Дворец Шереметевых — один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Сегодня в стенах дворца располагается Музей музыки, но об это я расскажу чуть позже.
Усадьба графов Шереметевых была построена на участке между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом. Здание было одним из самых первых в Санкт-Петербурге. Тогда его называли Фонтанным домом. Главное усадебное здание было построено по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, который позднее стал главным архитектором Адмиралтейства. В Санкт-Петербурге много зданий, к проектированию которых приложил свой талант и руки Савва Иванович.
По сложившейся традиции предлагаю окунуться в историю дворца и его хозяев.
История Графов Шереметевых
Шереметевы – боярский род. Борис Петрович Шереметев был военачальником, генералом-фельдмаршалом. В 1706 году за усмирение восстания в Астрахани был пожалован титулом графа. Его сын, Пётр Борисович Шереметев, женился на дочери князя Алексея Михайловича Черкасского. Семья была богатой и знатной. Состояние Шереметевых росло и стало настолько большим, что они могли себе позволить стать меценатами. Николай Петрович, сын Петра Борисовича, построил и украсил подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, ему же принадлежал Фонтанный дом, в котором мы с вами сегодня находимся, и многое другое. Из рода Шереметевых вышло много воевод, бояр, наместников. Это были как личные заслуги представителей рода, так и по факту причастности к семье.
Вся семья ценила искусство, музыку, литературу. В общем была не только материально, но и духовно богата.
Дворец Шереметевых в Санкт-Петербурге
На участке, пожалованном Петром Борису Петровичу Шереметеву, сначала была построена летняя одноэтажная усадьба. Это было в 1712 году. Позже потомками графа Шереметева усадьба на Фонтанке дважды перестраивалась. Владел знатный род этой усадьбой вплоть до 1917 года. За это время, конечно, здесь многое изменилось.
В 1730 году были построены уже капитальные здания, а также церковь Святых Симеона и Анны. За дворцом чаще всего присматривали управляющие, хозяева там почти не жили. В 1743 году Петр Шереметев женился и переехал с супругой во дворец. Тогда был возведен второй этаж здания и построена церковь Святой Варвары. После смерти супруги Варвары граф Шереметев переехал в Москву и дворец в течение одиннадцати лет пустовал либо сдавался внаем.
В 1788 году во дворце жил Николай Шереметев. Он также решил добавить строений и изменить облик семейного гнезда. При нем были выстроены садовый павильон, летний дом, каретные сараи.
В 1809 году поместье было унаследовано шестилетним Дмитрием Шереметевым. Занимались им его опекуны. Тогда же произошли снова огромные изменения, появились новые здания, поменялись внутренние интерьеры Фонтанного дома.
В 1871 году усадьбу Шереметевых унаследовал последний представитель графского рода Сергей Шереметев. Он посчитал рациональным не просто жить во дворце, а разделить его на жилую и доходную части. Тогда помещения со стороны Литейного проспекта обзавелись арендаторами: здесь разместились торговые павильоны, театральный зал и доходные дома. Владел Сергей Шереметев дворцовым комплексом до Революции 1917 года, а потом передал его советской власти.
При советской власти дворцовый комплекс, естественно, заняли государственные учреждения. Здесь открылся Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII-XX веков, который по решению властей в 1930 году был расформирован, а экспонаты переданы в другие музеи, трудовой союз по заготовке дров «Северокустарь», Астрономический институт со своими лабораториями, в послевоенные годы здесь располагался Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики (до 1988 года).
В 1990 году в Шереметевском дворце «поселился» филиал Музея театрального и музыкального искусства. История музея начинается в 1908 году с открытия в Петербурге «Первой русской театральной выставки». Коллекция музея постоянно пополнялась и были открыты несколько филиалов. Последний филиал получил название Музея музыки в Шереметевском дворце. На мой взгляд, расположение именно такого музея в дворцовом комплексе очень символично: графы Шереметевы любили музыку и в свое время устраивали разные концерты, на которые приходили представители светского общества, а музыканты, композиторы стремились попасть именно на эти концерты, чтобы их произведения могли по достоинству оценить коллеги и публика.
В 1999 году после реставрации во дворце был открыт Белый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки. С течением времени музей не перестал быть одним из самых музыкальных домов Северной столицы.
Идем смотреть дворец?
Анфилада Парадных залов Шереметевского дворца
Парадная лестница
Как вы уже заметили, во дворцах Санкт-Петербурга парадные лестницы всегда выполнены с особым шармом. И здесь не будет исключения – лестница просто шикарна как по своей архитектуре, так и по оформлению.
При владельцах Фонтанного дома стены Парадной лестницы имели торжественное оформление. Центральная стена была занята портретом фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева – основателя петербургской усадьбы.
Белая гостиная
Начнем экскурсию с Белой гостиной. Это настолько торжественное и восхитительное помещение, что в моменте не сразу можно определиться, на что же посмотреть сначала, а на что чуть позже. Интерьер гостиной идеально подобран, она светлая, просторная и с множеством декоративных элементов, деталей, отделана золотом. В Белой гостиной размещена коллекция живописи, которую начал собирать граф П.Б. Шереметев. К концу XVIII столетия шереметевская коллекция была существенно дополнена графом Николаем Петровичем и стала одной из лучших в России.
Также в Белой гостиной можно увидеть разные скульптуры. Эту коллекцию собрал граф Николай Петрович Шереметев во время строительства московского усадебного комплекса в 1970-е годы.
В самом центре гостиной стоит потрясающий рояль. Он принадлежал выдающемуся русскому композитору Антону Григорьевичу Рубинштейну.
Лепная гостиная
Изначально, в конце XVIII века, в этом помещении была Голубая атласная комната. Граф Дмитрий Николаевич Шереметев решает полностью изменить её убранство. Теперь стены стали оштукатуренными и украшенными лепниной. Акцент на богатство сделали вызолоченными элементами декора на потолке и стенах. Обратите внимание на камин. Он идеально сохранился с той поры. Конечно, здесь не один раз были реставрационные работы, но всё воссоздано в том виде, в котором было при графах Шереметевых.
Мебель в Лепной гостиной из красного дерева. Она выглядит особенно, потому что её создатель, английский мебельщик Томас Чиппендейл, умел виртуозно совместить в одно целое разные стили и фактуры. Несмотря на необычный вид, предметы мебели оставались удобными и функциональными. Кроме того, они еще раз подчеркивали статус хозяев дворца.
На стенах Лепной гостиной вы увидите произведения искусства из коллекции Владимира Владимировича Стрекалова-Оболенского.
Белая столовая
Белая столовая, раньше была Голубой штофной комнатой. Эта комната служила кабинетом графу Николаю Петровичу Шереметеву и завершала в конце XVIII – начале XIX века парадную анфиладу второго этажа.
В сравнении с другими залами Белая столовая выглядит более обыденно. Здесь вы увидите простое убранство стен, камин, канделябры, красивую посуду. Мебель в Белой столовой сделана тем же мастером, что и в Лепной гостиной, с такими же особенностями и неповторимым стилем Томаса Чиппендейла.
Предцерковная комната
Предцерковная комната граничит с домовой церковью. Раньше тут была Турецкая комната. В 1870 годах в Предцерковной комнате появился мебельный гарнитур «с золочеными розами и синим шелковым штофом». Стены украшали картины на религиозные сюжеты. Реставрация зала проводилась в 1999 и в 2006.
Если не брать во внимание мебель, то комната тоже выглядит просто и уютно. Здесь нет обилия украшений на стенах, каких-либо предметов, которые собирались бы по одному и с радостью принимались в фамильные коллекции. Лишь портреты на стенах.
Античная гостиная
Сначала в этом просторном помещении находилась Парадная спальня графа Н.П. Шереметева. В 1839 году архитектор Корсини преобразовал спальню в Античную гостиную. Античный стиль здесь во всем: высокие потолки, обилие украшений, соблюдение пропорций и гармонии, теплые тона стен. Искусственное освещение добавляют канделябры на стенах, свет получается не ярким и спокойным.
В конце XIX века в этой гостиной стали проводиться парадные трапезы и гостиная получила название «Серебряная столовая». Серебряная, потому что в витринах и на стенах были размещены серебряные блюда.
Особое место в Античной столовой занимает блюдо для хлеба-соли, подаренное освобожденными от крепостной зависимости крестьянами Александру Дмитриевичу Шереметеву. Крестьяне у графов Шереметевых были зажиточными. Отношение графской семьи к крепостным было замечательным: Александр Дмитриевич, в частности, организовал симфонический оркестр, хор, занимался благотворительностью. Подносное блюдо вырезано из цельного куска дерева и на лицевой его стороне надпись: «Его Сиятельству графу Александру Дмитриевичу Шереметеву от благодарных бывших его крестьян Алексеевской вотчины в память его благодеяния 21 апреля 1885 года».
Белый зал (галерея)
Белый зал был спроектирован и оформлен специально по заказу графа Николая Петровича Шереметева для супруги Прасковьи Ивановны Жемчуговой. Она была талантливой актрисой и певицей. К сожалению, супруга графа скончалась, а мечта графа о её выступлениях в Белом зале так и не осуществилась.
Белый зал был прекрасно украшен. Люстры из хрусталя в виде корзин зрительно расширяли пространство и делали его еще более красивым и светлым. Зал с течением времени потерял былую торжественность, но реставраторы хорошо потрудились и восстановили его величие. Люстры, кстати, сейчас не оригинальные, но исполненные в точности, как при Шереметевых.
В настоящее время в Белом зале организована одна из самых востребованных концертных площадок. Здесь проводятся симфонические, камерные, фортепианные, хоровые, духовные и джазовые концерты. Так что, вполне можно сказать, что отчасти мечта графа Шереметева осуществилась, и он даже после смерти внёс большой вклад в развитие искусства.
Желтая гостиная
Желтая гостиная – один из самых красивых залов. Здесь вы почувствуете, насколько семья графов Шереметевых любила окружить себя красивыми и дорогими предметами интерьера. Даже пол в гостиной был из наборного деревянного паркета дорогих пород дерева.
Стены оформлены красивым желтым штофом – атласной тканью с тканым узором. С потолком их гармонично соединяет золоченый карниз, а в центре огромная золоченая люстра. В простенках зеркала в золоченых рамах. В общем, богатого убранства в изобилии, можно рассматривать детали очень долго.
При Шереметевых в Желтой гостиной было много всего ценного, но в начале XX века большинство экспонатов было передано в Эрмитаж.
Сейчас посетителям в Желтой гостиной представлена экспозиция «Музыкальный салон графов Шереметевых».
В Желтой гостиной мое внимание привлекли Часы-цимбалы и фисгармония — клавишно-пневматический музыкальный инструмент.
В центре зала стоит шикарный рояль Михаила Глинки.
В витрине гости могут очень близко рассмотреть скрипку Франческо Страдивари, альт Жана Батиста Вийома, и скрипку Михаила Глинки. Находясь в этом зале, испытываешь невероятный трепет, потому что инструменты не где-то там, в уголке, и отделены от тебя ограждением, а прямо перед глазами, в очень хорошем состоянии. Это так восхитительно!
Этрусская гостиная
Когда оформлялась эта гостиная, было модным веянием украшение интерьера в стиле древней цивилизации этрусков. Их культура оказала большое влияние на римскую культуру. Многие элементы декора, способы строительства, формы были заимствованы у этой цивилизации.
Нужно отметить, что, кроме особенного стиля, в украшении стен присутствовала и особая технология. Роспись стен выполнялась прямо по штукатурке, по дереву, что очень усложняло последующую реставрацию. В Фонтанном доме стены Этрусской гостиной имеют терракотово-черные оттенки. Роспись сложная и сделана вручную, что говорит о высоком мастерстве исполнителя. Потолок и карнизы так же расписаны.
Этрусская гостиная так же, как и некоторые другие залы, служила графам Шереметевым музыкальным салоном.
Малиновая гостиная
Сначала на месте Малиновой гостиной была Старая зала. Но в начале XVIII века по проекту архитектора Корсини стиль интерьера поменяли на «второе барокко». Стены обили красивым малиновым штофом, и их украсила коллекция картин, подаренная князем Павлом Петровичем Вяземским на свадьбу дочери Екатерины Павловны и графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Сейчас эта коллекция находится в Эрмитаже.
Малиновая гостиная, на мой взгляд, великолепна! Здесь искусно подобраны картины, стены не перегружены массивным декором – лишь тонкие линии подчеркивают формы, красивая и «легкая» на вид мебель. По-моему, интерьер очень изящный.
Друзья, подошла к концу наша прогулка по прекрасной усадьбе. Я вам советую посетить дворец графов Шереметевых в Фонтанном доме и обязательно возьмите экскурсию или аудиогид. Парадные залы меня впечатлили: все настолько дорого, красиво и аккуратно, что страшно прикоснуться. Отрадно осознавать, что Шереметевы, будучи состоятельными людьми, не забывали думать о благе окружающих, старались привить любовь к музыке и искусству своим крепостным крестьянам, дать возможность другим быть духовно развитыми.
Билет покупается единый, как в музей музыки в Шереметевском дворце, так и в Анфиладу парадных залов. А еще хочу напомнить вам, что когда-то в Фонтанном доме жила известная поэтесса Серебряного века, с обратной стороны усадьбы, пройдя через Шереметевский сад, можно попасть в музей Анны Ахматовой.
Адрес:
Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34;
м. Гостиный двор;
Режим работы:
Понедельник 11:00–19:00;
Среда 13:00–21:00;
Четверг-воскресенье 11:00–19:00
Дворец на карте
Удачи!