Театр имени В.Ф. Комиссаржевской
Санкт-Петербург – город с бесконечным количеством культурных мест. Кажется, целой жизни не хватит, чтобы посетить их все! Не перестаю восхищаться им и с удовольствием открываю для себя новые интересные локации. Недавно я открыла для себя Академический драмтеатр имени В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге и теперь спешу поделиться с вами своими впечатлениями.
Биография В.Ф. Комиссаржевской
Но прежде, чем мы вместе погрузимся в атмосферу этого прекрасного театра, предлагаю узнать, кем же была Вера Федоровна Комиссаржевская.
Великая русская актриса родилась 8 ноября 1864 года в семье оперного певца. Федор Федорович мечтал, чтобы дочь тоже стала оперной певицей — пела девочка превосходно. В будущем голосовые данные не раз будут использованы ею в спектаклях.
Вера не училась в театральном училище, но так как её отец дружил с самим Константином Станиславским, она была приобщена к миру людей искусства.
Дебютировала Комиссаржевская в водевиле «Русские письма». Многие актёры начинали карьеру именно с него, впрочем, Вера играла в бесчисленном множестве водевилей, называя их «пустяками». Многие прочили ей амплуа комедийной актрисы.
Затем у Веры появились антрепризы, много контрактов, работа в Вильнюсе. Но актриса понимала, что может добиться большего успеха, и попросила дебют в императорском Александринском театре.
Дебютная роль Рози в спектакле «Бой бабочки» имела оглушительный успех. Но Вера мечтала о роли Ларисы в «Бесприданнице» А.Н. Островского и добилась её. Именно во время этого судьбоносного спектакля Комиссаржевская взяла гитару и с надрывом поразительно красиво исполнила романс Глинки «Будь ты моею…». Публика аплодировала со слезами на глазах. Таких оваций сцена Александринки не видела никогда.
В 1896 году состоялась провальная премьера «Чайки» А.П. Чехова. Публика осмеяла и освистала пьесу. Чехов заболел и покинул Петербург. Но роль Заречной была исполнена Верой Федоровной гениально. Актрисы всего мира ориентируются на её игру при постановке «Чайки».
После провала она решает покинуть Александринский театр и сыграть в пьесе Ибсена «Кукольный дом». Эта роль навсегда вошла в её репертуар, как и Лариса в «Бесприданнице», Заречная в «Чайке». Чайка русской сцены — так назовут её современники и потомки.
Её упорно продолжали считать комедийной актрисой и она начала концертную деятельность. Вместе с Фёдором Шаляпиным она объехала всю Россию.
Внезапно Комиссаржевскую пригласили в Московский художественный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Она выставила невыполнимое условие и отказалась. Вера Фёдоровна была невероятно привязана к Санкт-Петербургу и мечтала о своём собственном театре. Её мечта сбылась — в 1904 года она создаёт драматический театр. Труппа гастролирует по России, вокруг неё группируется творческая элита.
Вера никак не могла найти талантливого режиссёра и наконец пригласила ещё юного Всеволода Мейерхольда. Её нужен был новый репертуар. Максим Горький отдал ей две пьесы — «Дачники» и «Дети солнца», роль Лизы в которой стала эталоном актёрского мастерства. Внезапно Мейерхольд ушёл в результате острого конфликта, а театр прекратил существование.
Величайшая актриса, перевернувшая представление об актёрском искусстве и мастерстве, умерла 23 февраля 1910 года. У Веры Комиссаржевской не было детей, её потомки — тысячи учеников и подражателей таланта.
История театра имени В.Ф. Комиссаржевской
Расположившись в центре Санкт-Петербурга, на Итальянской улице, театр наследует здание, бывшее когда-то частью знаменитого Пассажа. Здесь свою творческую карьеру начинали великие литераторы и актёры — Иван Тургенев, Фёдор Достоевский, Тарас Шевченко и Николай Чернышевский.
Именно в далеком 1904 году начинается реальная история академического драмтеатра имени В. Ф. Комиссаржевской, когда на его сцене впервые выступила знаменитая актриса. Несмотря на то, что просуществовал ее театр недолго, он оставил незабываемый след в истории русской сцены.
По прошествии времени и после революции, «Пассаж» периодически менял свой статус и владельцев. Был он и студией Акдрамы, где молодые режиссёры начинали свой творческий путь. В 1930-е и начале 1942 года здесь располагался театр Сергея Радлова.
Однако настоящая слава театра пришла во времена блокады Ленинграда. Актеры, оставшиеся в городе, под руководством Ольги Берггольц, представили пьесу Константина Симонова «Русские люди» на местном радио. Радиоспектакль имел огромный успех, и его решили перенести на сцену. 18 октября 1942 года, в самое тяжелое время блокады, родился новый театр — «Городской». Жители города называли его «Блокадным». С 1944 года он стал Ленинградским драматическим театром и с 1959 года получил имя В. Ф. Комиссаржевской, первым директором и режиссёром которого был Сергей Морщихин.
Театр ведёт свой отсчёт с тех самых дней блокады, когда актёры, голодные и отчаянные, начали выступать перед публикой. За многие годы его стены пережили множество перемен, многочисленных режиссёров и талантливых актёров, которые сделали его знаменитым и уважаемым на сцене в России.
Театр несомненно имеет свою индивидуальность, свое «лицо», определившееся не только историей, но и сегодняшним днем. Имея традиции, перекличку времен и эпох, он стремится к сохранению баланса между традициями и экспериментом.
Театр имени В.Ф. Комиссаржевской сегодня
По сей день театр не прекращает своей деятельности, храня многолетние традиции и шагая в ногу со временем. В репертуаре много разных постановок. Я выбрала постановку под названием «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе А.В. Вампилова. Постановка очень понравилась.
В театре есть отдельный зал, где на стенах висят фотографии знаменитых артистов, выступавших здесь раньше, а также современных. Эти фото можно долго рассматривать в поисках знакомых лиц. Конечно, среди них есть и портрет Веры Федоровны Комиссаржевской.
Также в Комиссаржевке располагается большое окно с видом на внутреннюю часть Пассажа. На мой взгляд, это необычно и очень красиво.
Убранство театра завораживает! Зрительный зал достаточно камерный – всего 578 мест – и в этом его прелесть: здесь прекрасная акустика. Хоть я и сидела в 11-м ряду, мне было комфортно наблюдать за происходящим на сцене. Действо длилось 2,5 часа, с одним антрактом.
Буфет здесь тоже имеется, и оформлен он не менее интересно. Стена украшена изящным портретом Веры Фёдоровны и её автографом – длинной размашистой подписью, которая говорит о широте и открытости души своей обладательницы.
Театр имени В.Ф. Комиссаржевской произвел прекрасное впечатление, туда хочется возвращаться снова и снова. Это удивительное место пережило множество событий, дыхание прошедших эпох чувствуется в каждой детали – убранстве зала, портретах, лицах актеров из прошлого и настоящего. И таких уникальных мест в Петербурге немало. Рекомендую также ознакомиться с репертуаром театра эстрады имени Райкина, камерного театра Малыщицкого на Восстания и прочих, не менее замечательных театров нашего города.
И кстати, хотелось бы еще отметить, что по пьесе Александра Валентиновича Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» был снят фильм с аналогичным же названием. Там играет известный актер Сергей Безруков. Посмотрев фильм и сходив на спектакль, я поняла, что для меня куда интереснее смотреть живую постановку на сцене. Актерская игра дарит особенные, неподдельные эмоции, ощущение присутствия, которое искажается, когда между зрителем и героем экран телевизора. Именно в зрительном зале проникаешься талантом актёров и понимаешь, сколько труда вложено в доведение до идеала каждого момента, каждой фразы. Ведь здесь нельзя как в кино «переснять» дубль! В общем, впечатления самые запоминающиеся!
От всей души советую вам посетить замечательный театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Как обычно делюсь координатами и временем работы:
Как попасть в театр имени В. Ф. Комиссаржевской
Адрес: Санкт-Петербург, Итальянская ул., д 19.
м. Гостинный двор, м. Невский проспект, м. Адмиралтейская.
Цена:
Цены на спектакли разные, я приобретала билет за 800р. (11 ряд).
Тел кассы театра: (812) 571 31 02
Часы работы: с 11-00 до 19-00.
театр Комиссаржевской на карте
Удачи!
Другие записи блога:
Аквапарк Питерлэнд в Санкт-Петербурге
Ключ-город Шлиссельбург, крепость Орешек
Музей-фотосалон имени Карла Буллы
Экскурсия в Авторскую пивоварню «Краснопузофф»
Общественное пространство набережной реки Карповки
Музей истории медицины и фармации
Cанкт-Петербургский Музей игрушки